Ирина Анатольевна Блынская
Особенности работы психолога с подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что подростковый — период резких качественных изменений, затрагивающих все стороны развития. Поэтому саморазвитие на этом возрастном этапе характеризуется значительной асинхронностью как интериндивидуальной (различия между подростками, имеющими один хронологический возраст, так и интраиндивидуальной, свойственной самому школьнику, когда ка кие-то черты его личности и поведения остаются «детскими», а какие- то — характеризуют его уже как вполне взрослого человека. Поэтому, работая с учащимися средних классов, следует особое внимание обращать на психологический возраст школьника, то есть на соответствие уровня его психического, личностного развития психологическим особенностям, характерным именно для указанного периода. Подчеркнем, что определение психологического возраста является очень важным для выбора подхода и метода работы с подростками.
Публикация «Особенности работы психолога с подростками» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Психические новообразования и трудности подросткового возраста
В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В. С. Мухина).
Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. В отрочестве подросток проходит через дружбу, общение в группе. Иденфииируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя глубину своего несовершенства, он часто уходит в состояние психологического кризиса.
Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.
Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:
1) развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность;
2) интенсивное формирование характера — акцентуации характера;
3) чувство взрослости — реакции эмансипации;
4) интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования;
5) потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патологические увлечения;
6) потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации;
7) критическое мышление — негативизм и реакции отказа;
8) любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение;
9) повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:
• физиологических, запускающих физическую и сексуальную активность;
• в безопасности, которая обеспечивается, принадлежностью К группе;
• в независимости и эмансипации от семьи;
• в привязанности;
• в успехе, проверке своих возможностей;
• в самореализации и развитии собственного Я.
Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков :
• неумение выполнять действия по образцу, инструкции;
• затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);
• инертность мыслительной деятельности;
• несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;
• неосознанность учебной деятельности (целеполагание);
• дисгармония мотивов учения.
Диагностическая работа психолога с подростками
У многих школьников к подростковому возрасту складывается амбивалентное отношение к психологическим методам. Они с интересом относятся к различным методикам, нередко буквально требуют от психолога, чтобы он их протестировал, поскольку видят в этом способ больше узнать о себе с помощью «научных методов». Однако такое отношение проявляется в тех случаях, когда подобная диагностика осуществляется по их собственному желанию. Но если диагностирование проводится по инициативе психолога, то они нередко испытывают настороженность, поскольку видят в этом стремление проникнуть в их внутренний мир, боятся, что другой человек узнает про них что-то, чего они сами не знают о себе или знают, но не хотели бы открывать другим. Кроме того, к подростковому возрасту отмечается и достаточная опытность учащихся в выполнении психологических методик, и определенная усталость от психологического тестирования. Отмечается также желание «приколоться», давать шутливые и даже издевательские ответы, намеренно фальсифицировать результаты.
Сказанное, означает, что необходимо учитывать возможные проблемы, диктуемые, прежде всего, мотивацией школьника, его отношением к исследованию.
В настоящее время в психологии применяется широкий круг методов диагностики развития личности в подростковом возрасте. Педагог-психолог, конечно, должен владеть этими методами, но использовать их нужно очень осторожно.
Беседа дает возможность установить тесный контакт с подростком, наблюдать за его поведением, получить представление о его умении общаться со взрослым, судить об общем культурном уровне подростка, о его словарном запасе. Беседа позволяет сфокусировать внимание на определенных проблемах, корректируя план беседы в зависимости от ответов подростка. Ценность беседы и в том, что она не только позволяет собирать информацию, но одновременно может выполнять и психотерапевтическую, и консультативную функции.
Для подростка чрезвычайно важно четко представлять себе, какого рода беседу он ведет с психологом, в чем ее причина, чему она посвящена, каковы могут быть ее последствия. Это снимает излишнюю настороженность подростка, позволяет ему быть более открытым. Другими словами, психологу необходимо построить беседу так, чтобы подростку было ясно, что именно и для чего обсуждается.
В случае, если это первый контакт психолога с подростком старше 14 лет, то полезно, по крайней мере в начале беседы, обращаться к нему на «вы» и перейти на «ты», если психолог почувствует, что обращение на «вы» смущает подростка. В нежелательно применять жестко стандартизированое интервью, так как оно воспринимается подростком как некий «тестовый опрос». В этом случае результаты мало чем будут отличаться от результатов обычного опросника при значительной большей затрате времени и сил. Гораздо полезнее полуструктурированная или свободная беседа, которая позволяет получить сведения даже о тех проблемах, о которых до начала беседы психолог не знал. Возможность гибко менять стиль и направление беседы — важное достоинство этого метода. Отметим некоторые моменты, важные для проведения беседы с подростком.
В любой беседе с подростками — и диагностической, и консультативной — особенно важно выполнять правила профессиональной психологической коммуникации. Напомним их.
• Принятие подростка таким, каков он есть.
• Не осуждать подростка и не морализировать.
• Если вас что-то не устраивает в подростке или даже шокирует — можете высказать это в корректной форме. Однако постарайтесь показать подростку, что вы готовы к работе с ним и видите в нем много позитивных черт.
• Необходимо показать подростку, что все, что он скажет, останется между ним и психологом, что будет строго соблюден принцип конфиденциальности.
• Демонстрировать подростку, что он важен как партнер по совместной работе, как собеседник, что психологу действительно важно то, что он говорит. Для этого психологу полезно запоминать, что именно говорит подросток — имена, события, а также быть искренним и честным по от- ношению к ребенку.
• Будьте внимательны к попыткам подростка пойти на контакт с вами, сделайте так, чтобы он чувствовал — вы на его стороне.
• Используйте юмор, шутки, но следите, чтобы они были понятны под- ростку, чтобы он не воспринимал их как насмешку или выражение пре- зрения.
• Принимайте все решения строго в границах своей профессиональной компетентности и профессиональной ответственности.
Беседу с подростком можно начать с выяснения его личных представлений о том, зачем он пришел к психологу. Можно сказать примерно так: «Я уже кое- что знаю о твоих трудностях, проблемах, но мне очень хочется услышать от тебя самого, как ты сам смотришь на все это».
Такое открытое начало позволит подростку самому оценить свои сложности и проблемы. Нередко подростки в своих ответах говорят совсем не о тех проблемах, с которыми их направил к психологу учитель. В этих случаях необходимо начать беседу с тех затруднений, о которых говорил подросток.
Диагностичными являются конкретность описания подростком своих проблем, четкость представлений о том, в каких ситуациях они проявляются, в каких усиливаются, в каких смягчаются, как это влияет на его жизнь, в том числе на его жизненные планы. Расплывчатость, абстрактность их описания указывает на то, что эти проблемы на самом деле его мало заботят или он не может их вычленить из общего контекста поведения, реагируя преимущественно на некоторое общее недифференцируемое им неблагополучие.
В зависимости от причины прихода подростка к психологу и типа беседы она может строиться по-разному. Следует обратить внимание на особенности «Я-концепции» подростка (прежде всего на его самооценку и уровень притязаний, а также на то, каковы представления подростка о себе). Например, высказывания типа: «У меня ничего не получится», «Я никогда не смогу справиться с этим», отказ от соперничества: «Все равно я ему проиграю» и т. п. — свидетельствуют о низкой самооценке. На защитновысокую самооценку могут указывать повышенная чувствительность к критике со стороны взрослых и сверстников, нежелание признавать свою вину, склонность подчеркивать недостатки других или снижать значение их успехов и др.
В процесс беседы можно включить простые диагностические, в том числе проективные, пробы (например, «Золотой возраст», «Три желания», «Необитаемый остров»). Это позволит получить дополнительный материал, который может быть использован для выдвижения, подтверждения или опровержения диагностических гипотез, выдвигаемых психологом при работе с конкретным подростком.
Существенное диагностическое значение имеют также высказывания подростков по поводу школы, учителей, его родных и близких, а также представления о своем прошлом и будущем. Особое внимание следует обратить на сам процесс беседы:
• насколько охотно включается подросток в беседу;
• склонен ли он соглашаться с психологом или, напротив, противостоять ему;
• каков был общий эмоциональный настрой подростка во время беседы, изменялся ли он, и если изменялся, то как именно, после чего;
• каково было отношение подростка к психологу и менялось ли оно в процессе беседы;
• каково общее впечатление психолога от беседы с подростком.
Ценные диагностические сведения можно получить, анализируя такие моменты беседы:
• возникли ли между психологом и подростком какие-либо отношения, какие именно — продуктивные или непродуктивные;
• кто чаще был лидером, а кто ведомым в этом диалоге; насколько часто лидер и ведомый менялись местами; после чего;
• насколько подросток хотел во время беседы взять инициативу в свои руки; как часто он это делал; насколько ему это удавалось;
• в каких местах беседы, в ответ на какие вопросы психолога подросток обнаруживал особое напряжение, сильные эмоции;
• какие особенности поведения подростка в первую очередь привлекают к себе внимание и как на эти особенности могут реагировать окружающие (взрослые, сверстники); какие личностные особенности предположительно могут скрываться за этими формами поведения.
Анализ позволит понять, что происходит с подростком, каковы его проблемы и каково их происхождение. Важной особенностью является то, что значительную часть работы по преодолению трудностей подросток должен выполнить сам. Самостоятельная работа подростка по самовоспитанию, саморазвитию во многом дополняет или даже заменяет педагогическую часть развивающей и психокоррекционной работы. Успех этой работы во многом зависит от осознания подростком своих проблем и желания измениться.
Но для того чтобы подросток полноценно мог выполнять свою часть работы, его необходимо этому специально научить. Так, если психолог просит подростка понаблюдать за собой, выяснить, какие именно обстоятельства способствуют возникновению или усилению проблемы, а какие, напротив, смягчают или даже минимизируют ее, ребенка необходимо познакомить с методами самонаблюдения и фиксации результатов. Другими словами, мало сформировать у школьника желание что-то изменить в себе, ему необходимо дать психологические средства для этих изменений, а также обеспечить своевременную помощь и контроль.
Специфика развивающей и психокоррекционной работы
Остановимся подробнее на использовании тренингов. Само по себе это чрезвычайно важно и полезно, поскольку именно в это время, по сути, впервые возникает возможность привлечения школьников к осознанной, рефлексивной работе по саморазвитию, а значимость общения со сверстниками делает работу в группе особенно привлекательной. Наиболее эффективными оказываются долговременные тренинги, проходящие в течение полугода, целого учебного года. Занятия, в которые включаются не только желающие (как обычно требуется в тренинге, а все учащиеся класса (с разным развитием потребности в общении, самоутверждении, разным уровнем личностного развития) оказываются эффективными потому, что максимально приближаются к реальным условиям общения. Вместе с тем если сам школьник или его родители против его участия в тренинге, его следует от него освободить.
При использовании тренинга в развивающей работе следует обратить особое внимание на его эффективность. При этом важно различать внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность связана с общим положительным восприятием групповой работы подростков, их активностью на занятиях, положительными отзывами. Важным дифференцирующим признаком внешней эффективности является характер усвоения того, о чем говорилось на занятиях: обычно в этих случаях школьники просто почти дословно повторяют то, что говорил им психолог (нередко даже со свойственными тому интонациями).
Внутренняя эффективность связана с глубоким усвоением и переработкой предлагаемых средств и способов поведения, знаний, их превращение в собственное достояние подростка. Будет ли достигнута в результате занятий внутренняя эффективность, во многом обусловлено тем, насколько проблематика занятий соотносится с формирующимися потребностями школьников. Например, для 13–14-летних подростков полезны тренинги общения, направленные на развитие коммуникативных навыков. Для старших школьников — тренинги, связанные с развитием самосознания, «Я-концепции».
Принципиально важным для обеспечения действенности тренинговой работы и достижения внутренней эффективности является практика реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами ситуации тренинга. Эффективным приемом здесь являются «домашние задания», обсуждение которых проводится на групповых занятиях. Кроме того, важно побуждать самого школьника анализировать свои результаты.
В средних классах школы наиболее показаны структурированные группы, с четкой программой, управляемой динамикой. Важно четко сформулировать цели и задачи занятий, тщательно продумать каждый этап работы, формы его организации и необходимый материал и пошагово анализировать результаты каждого занятия. Поэтому занятия группы полезно проводить с участием ассистента, особенно в начале работы. Это связано с особенностями динамики в подростковом возрасте. Если в более старших возрастах, даже в структурированных группах, психолог во многом следует за динамикой группы, а в более младших — группа достаточно послушно следует за психологом, то в группах школьников 12–14 лет нередко наблюдается своеобразная «пробуксовка» — группа как бы стоит на месте: на каждом занятии психологу приходится повторять одно и то же, от одного занятия до другого дети как бы «забывают», что делалось на прошлом занятии, с энтузиазмом включаясь в выполнение упражнений, не помнят, зачем оно проводилось. Кроме того, подростки, особенно девочки, склонны «забалтывать» работу, переводить ее в слова.
Позиция, занимаемая психологом во время тренинга в седьмом-восьмом классах, может быть позицией наставника. В отличие от более старших возрастов, в этот период не должно проводиться «саморазоблачения психолога», показа его слабых мест и т. п., поскольку 12–14-летние подростки в этих случаях часто теряют к нему доверие. В девятом-одиннадцатом классах позиция психолога — это уже позиция «старшего друга», воплощающего в себе те ценности, свободно владеющего тем репертуаром поведения, которому он хочет обучить школьников. Опыт показывает, что в этих классах чрезвычайно важным является сохранение дистанции. Психолог должен выступать здесь в роли профессионально компетентного человека, обладающего чувством собственного достоинства и способного относиться к себе с юмором, умеющего решать проблемы и выражать все это в формах, повышающих чувство собственной значимости у школьников, межличностной надежности. Очень важно демонстрировать правильное отношение к собственным успехами и неуспехам, ошибкам, трудностям и показывать способы их исправления и преодоления.
Психологу важно избежать соблазна все проблемы школьника решать через группу. Необходимо помнить, что ее чрезвычайно действенное влияние имеет обоюдоострый характер и может способствовать не укреплению уверенности подростка в себе, его самостоятельности, а напротив, способствовать возникновению приспособительного и зависимого поведения, некритичности.
Особенности психологического консультирования подростков
Для психологического консультирования подростковый возраст — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается. При этом соответственно резко расширяется диапазон запросов клиентов (т. е. родителей) : от проблем первой, чаще неразделенной любви, их дочерей и сыновей — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Все это делает задачу описания особенностей консультирования родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной. И все же мы должны выделить здесь наиболее отчетливые ориентиры.
Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста.
Психологические задачи подростков этого возраста известны — это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Во-вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более — подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае — подростка.
Один из возможных выходов из такого рода ситуации — нацеленное создание доверительного контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно — в процессе групповой психологической работы.
В-третьих, при консультировании диады родитель — подросток вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары. Вот как их описывает Ю. Алешина (приводим краткое изложение).
Преимущества работы с парой :
• большая диагностичность беседы с супружеской парой, наглядность проблем в паре;
• работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами;
• присутствие пары позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции — психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом;
• приход пары в консультацию означает более серьезную мотивацию на работу; предполагается, что такая работа будет более глубокой и длительной;
• консультирование пары облегчает клиентам обсуждение происходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим.
Трудности при работе с парой :
• вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр. ;
• работая с парой, необходимо всеми силами не давать супругам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них;
• работа с парой более уязвима: нежелание работать одного супруга мешает работе с парой в целом;
• работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности.
Указанные особенности работы с парой супругов практически полностью переносятся на работу с парой родитель — подросток.
В-четвертых, при консультировании родителей детей подросткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности.
Целостностью является индивидуальный жизненный путь ребенка, который снимает в себе (в гегелевском смысле этого слова) семейную ситуацию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и будущее, генетически заданное и культурно приобретенное, особенности прохождения нормативных возрастных кризисов и особенности формирования психологических новообразований всех предыдущих возрастов и многое другое.
Не диада «родитель—ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой, а индивидуальный жизненный путь ребенка — вот системный целостный объект, с которым в своей консультативной практической деятельности имеет дело возрастной психолог-консультант. Его диагностические методы, коррекционно-развивающие и реабилитационные техники наиболее адекватны именно этому видению целостности его работы.
При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя (родителей, есть закономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возрастов его жизни.
Наконец, в-пятых, отличительной особенностью психологической консультативной работы с родителями подростков и с самими подростками является значительно большее, чем в предыдущие возрасты, внимание со стороны психолога к зарождающейся сексуальности подростка.