Светлана Шкурко
Особенности работы по физкультурно-оздоровительному направлению в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
консультация для родителей.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой.
Конечно же, очень важно владеть элементарными знаниями, умениями, которые помогли бы ребенку впоследствии самому выбирать наиболее рациональный путь к здоровью с учетом личных физиологических возможностей.
Девизом нашей работы с детьми служат слова: «Учить ребенка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира».
Публикация «Особенности работы по физкультурно-оздоровительному направлению в развитии дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с постели – помогают одеться; за ручку – к умывальнику (стой как манекен – умоют); сел за стол – все нарезано, подготовлено; вышел на улицу – ведут, а чаще – везут; споткнулся – поддерживают; упал – поднимут.
Ну а если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками? При этом маленький человек учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым – вот вам и профилактика травматизма!
А какие возможности в самой разнообразной деятельности откроются перед этими сильными, умелыми и ловкими руками!
Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. У него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания. Важно еще и то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений.
Для этого в нашем дошкольном учреждении организована система физкультурно – оздоровительной работы, удовлетворяющая специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.
Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает спортивный и тренажерный залы, спортивную площадку, участки для прогулок.
В нашем детском саду ежедневно во всех возрастных группах используются различные формы организации работы по физическому воспитанию детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах.
1. Медико-профилактические технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ.
Задачи этой деятельности организовать:
-мониторинг здоровья детей;
-разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-контроль за питанием детей. Физическим развитием, закаливанием;
-профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации);
-помощь в обеспечении требований СанПиН;
-здоровьесберегающую среду в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
-развить физические качества;
-контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников;
-формировать правильную осанку;
-осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;
-прививать привычку повседневной физической активности;
-оздоравливать при помощи средств закаливания.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников. Ее цель- формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Широко используем оборудование из бросового материала.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижении
заболеваемости наших воспитанников. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Пальчиковая гимнастика проводится как с коллективом детей, так и индивидуально в любой удобный отрезок времени. Гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность детских неврозов.
Гимнастика бодрящая проводится ежедневно после дневного сна (продолжительность 10 минут, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма ее проведения различна.
Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки проводятся для укрепления мышц спины, создания прочного мышечного корсета, формирования правильной осанки.
Игровой массаж и самомассаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.
Применяет босохождение (в летний период, обширное умывание, дыхательную гимнастику, точечный массаж, самомассаж.
Активный отдых детей. Планомерно и систематически организует активный отдых детей (развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья)
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.