Илика Ольга
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в
процессе инклюзивного образования
Илика Ольга Анатольевна,
Учитель-дефектолог, тифлопедагог.
МАДОУ Детский сад № 3 «Надежда»
г. Благовещенск, Амурская область,
Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аннотация. В статье раскрываются некоторые особенности междисци-плинарного подхода к осуществлению инклюзивного образования и его важ-ность. Акцентируется внимание на роли группы психолого-педагогического сопровождения в процессе индивидуального сопровождения детей с ограни-ченными возможностями здоровья во время их обучения. Отдельное внимание уделено деятельности педагога-психолога и особенностям данной деятельности.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, инклюзивное образование, коррекционная работа, педагог-психолог, служба сопровождения.
Annotation. The article reveals some features of the interdisciplinary ap-proach to the implementation of inclusive education and its importance. Attention is focused on the role of the psychological and pedagogical support group in the process of individual support of children with limited health opportunities during their education. Special attention is paid to the activity of a teacher-psychologist and the peculiarities of this activity.
Keywords : interdisciplinary approach, inclusive education, correctional work, teacher-psychologist, support service.
УДК 37.062
Одним из наиболее важных «участков» работы в обеспечении реализации процесса инклюзивного образования является организация работы службы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возмож-ностями здоровья в процессе получения ими образования в условиях инклю-зии. Психолого-педагогическое сопровождение – это особая долгая психологическая помощь, специально организованный процесс, направленный на создание безопасных условий, в которых становится возможным выход из негативного отчуждения и изоляции от мира (некоторой изоляции от себя, других людей, мира в целом) в мир взаимодействия, взаимоотношений, общения, активного расширения социальных контактов. Психолого-педагогическое сопровождение, по мнению М. Р. Битяновой, это система профессиональной деятельности психолога в образовательной среде. Эта система направлена на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития, обучения. Задача педагога-психолога в том, что при взаимодействии с ребенком, создавать условия для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи»[1]. В своих исследованиях М. Р. Битяновой выделяла три взаимосвязанных компонента в сопровождающей деятельности психолога :
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ре-бенка и динамики его развития в процессе обучения;
• создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения;
• создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение процесса развития обучающегося заключается в реализации каждого из трех выделенных направлений. Такие ученые как, Н. Н. Малофеев и Н. Д. Шматко считают, что система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям и сформировать в обществе толерантное отношение к ним[2]. Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением, в которую интегрируется ребенок. К задачам службы сопровождения относится, в первую очередь, выяснение особенностей развития каждого обучающегося по инклюзивной программе, и, на основе этого, формулирование особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На основании уточненных образовательных потребностей обучающихся по инклюзивной системе, составляется индивидуальная программа обучения и разраба-тывается программа сопровождения, что находит свое обязательное отраже-ние в индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения развития учащихся. Основными задачами педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении являются : диагностика, планирование и осу-ществление коррекционной и развивающей работы с детьми; осуществление профилактической работы с родителями детей и консультационной работы с родителями детей и педагогами.
Главным аспектом реализации сопровождения семьи ребенка с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, де-ти с ДЦП, дети с ЗПР, дети с РАС, дети с интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзии в образовательной организации является тесное сотрудничество педагогов-психологов и педагогического коллектива с родителями. Психологическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ – деятельность, актуализирующая коррекционно-развивающие ресурсы семьи, обеспечивающая эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ. Все это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Можно выделить два направления психолого-педагогического сопровожде-ния :
• актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка и в его семье;
• перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обуче-нии и развитии детей с ОВЗ, внутри семейных и социальных отношений.
Для достижения эффективности в процессе получения детьми с ОВЗ образо-вания в условиях инклюзии необходимо правильно понимать их возможности и потребности, в чем важную роль играет психолого-медико-педагогическая диагностика. Диагностические обследования позволяют определить наличие нарушение в интеллектуальной и личностной сферах развития ребенка, что будет выражаться, в частности, нарушениях памяти, внимания, мышления, в ограниченности представлений об окружающем мире, в непостоянстве проявлений работоспособности и т. п. Выявленные нарушения будут определять уровень необходимой для них помощи и ее направленность, что в свою очередь будет определять направления коррекционно-развивающей работы с данными детьми.
Консультативная деятельность педагога-психолога подразумевает работу не только с родителями детей с ОВЗ, но и работу с педагогами, осуществляющими образовательных процесс. Консультативная работа педагога-психолога создает возможности понимания для родителей и педагогов многих аспектов развития детей с ОВЗ, специфики проявлений у них того или иного заболевания, возможных осложнений и способов их минимизации, возрастных особенностей детей и других возникающих в процессе развития детей с ОВЗ вопросов, что в целом облегчает работу педагогов и воспитательный процесс для родителей. Важно отметить, что в процессе работы с семьей ребенка, необходимо понимать, что семья может выступать и сильным фактором в положительной мотивации к развитию и преодолению трудностей у детей с ОВЗ, и источником психотравмирования детей данной категории, что необходимо выяснять и учитывать в процессе работы с детьми с ОВЗ.
Работа с семьями детей с ОВЗ может выражаться как в индивидуальном консультировании, так и в организации клубов, встреч, классных часов и др. Очень важным является желание родителей индивидуально консультироваться с педагогами-психологами по решению возникающих у них проблем в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ. Такие консультации не только помогают родителям в жизни, но и создают у педагога-психолога целостное представление об особенностях развития того или иного ребенка, что дает возможность корректировать в нужном направлении образовательную программу и индивидуальную программу сопровождения. Таким образом, в эффективном решении задач инклюзивного образования детей с ОВЗ большую роль играет психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей в процессе обучения. Особенными являются функции педагога-психолога, обеспечивающего не только индивидуализацию подхода в обучении таких детей, но и консультативную работу, как с педагогами, так и с родителями детей с ОВЗ с целью достижения максимальной эффективности образовательного процесса.
Список литературы/ References
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997.
2. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образова-тельные учреждения // Дефектология. 2008. № 2. С. 86–95.
3. Инклюзивное образование : результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно–практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2015 – 528 с.
4. Инклюзивное образование : опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. трудов по материалам Всероссийской науч. –практ. конф. 19 ноября 2015 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан/Отв. ред. Л. Б. Абдуллина, науч. ред. Т. И. Петрова – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 207 с.
5. Самсонова Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования : учебно–методическое пособие / Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 36 с.