Дарья Финк
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель», определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.
Развитие произвольности идет по двум направлениям:
- Формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
- Формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.
Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Для дошкольников характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.
Память. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес; процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Ребенок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
Внимание. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.
Мышление. Мышление характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; развивается теоретическое мышление благодаря усвоению научных понятий.
Воображение. Формируется произвольность воображения.
В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки)