людмила катункина
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период существенных изменений в различных направлениях: происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Совершенствуются различные виды деятельности (игра, конструирование, рисование). Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. Словарный запас постепенно увеличивается. Ребенок уже достаточно определенно выражает различные эмоции: радость, огорчение, жалость, страх, смущение. Расширяется круг представлений о мире. Ребенок учится управлять собой, регулировать свое поведение, осваивает новые социальные отношения.
Публикация «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст Л. С. Выготский связывает с фазой развития ребенка от 3 до 7 лет. По его мнению, основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты должны служить новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. По мнению ученого, дошкольный возраст ознаменован кризисом трех лет, характеризующийся тенденцией к эмансипации (отделению от взрослого, преобладанием не аффективной, а волевой формы поведения. Завершение данной фазы развития наступает с кризисом семи лет, который обусловлен утратой детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни, возникновением обобщений, логики чувств, появлением самооценки.
Д. Б. Эльконин в психическом развитии детей дошкольного возраста (I период, II эпоха) в качестве ведущего вида деятельности выделяет игру в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что ребенок моделирует в ней отношения между людьми. На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению.
В. С. Мухина в психическом развитии ребенка рассматривает дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) как период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Отчужденное отношение близких порождает у ребенка чувство одиночества и связанные с ним страхи.
Д. Б. Эльконин в качестве основных психологических новообразований старшего дошкольного возраста (5-7 лет) выделил следующие психологические образования, к которым он отнес: возникновение первоначальных представлений об устройстве окружающего мира: все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается окружающий его мир; возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо»; возникновение соподчинения мотивов, этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными;
возникновение произвольного поведения; возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; появление внутренней позиции школьника.
В период дошкольного детства формируются основы произвольности регуляции поведения, сознания, первоначальные представления об устройстве мира. Все эти особенности тесно связаны со сформированными способностями, получающими свое развитие в дошкольном возрасте. К числу таких способностей относятся восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, развитие которых лежит в основе характера проявления и выраженности в той или иной степени страхов у детей старшего дошкольного возраста. К шести годам закладываются основы эмоциональной сферы ребенка, поэтому, начиная с 5 лет, на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, поэтому старший дошкольник в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться. Он начинает осознавать, что взросление на определенных этапах знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть. В связи с этим у старших дошкольников в основе большинства страхов лежит страх смерти. Так как мышление еще недостаточно сформировано, это может привести к искаженному представлению об окружающей действительности, чем усугубить страхи ребенка.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Увеличение когнитивного аспекта восприятия окружающего мира, уменьшает вероятность развития страхов, не имеющих рациональной основы.
Память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна: события, действия, образы, вызвавшие эмоциональный отклик, запоминаются легко, непринужденно. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность произвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Увеличившиеся возможности памяти ребенка старшего дошкольного возраста способствуют более длительному и прочному закреплению в памяти ребенка объектов или событий, в частности, вызвавших или усиливших детские страхи.
В конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения. В старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение превращается в творческое. В этом процессе уже участвует мышление. Развитие воображения часто связывается с появлением у ребенка вымышленных страхов, носящих фантастический, иррациональный или преувеличенный характер.
Как мы видим, бурное развитие детей приводит к тому, что старший дошкольный возраст становится периодом наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не только эмоциональным, но и когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Чем больше у ребенка выражена рациональная основа познания окружающего мира, тем меньше степень выраженности страхов.
Рассмотрев характерные особенности дошкольного периода, мы можем сделать вывод о том, что у ребенка в период развития от 3 до 7 лет происходит активное физическое и психическое развитие, на которое существенное влияние оказывает и социальная среда, семья, социум.