ЕЛЕНА ЕРМАКОВА
Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с пандемией COVID-19 детские сады чаще всего работают в режиме «дежурных» групп, которые наполняются по мере запросов работающих родителей. Таким образом, в настоящее время в детских садах преобладают разновозрастные группы детей от 3-х лет до 7-ми.
В чем же особенность подобных детских групп?
Различия в возрасте предполагают различия в интересах, навыках общения, развития игровых навыков, уровня интеллекта и развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. А также «дежурная» группа - это новый коллектив детей, которые еще не знают друг друга, и тут встает остро вопрос развития у каждого ребенка коммуникативных навыков, навыков разрешения спорных, конфликтных ситуаций, сплочения детского коллектива. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.
Публикация «Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах» размещена в разделах
При организации работы в разновозрастной группе, мы учитываем следующие моменты:
- организовывая учебный процесс, четко определяем цель, задачи, содержание для каждой возрастной ступени;
- программные требования дифференцируются для каждого возраста за счет разных способов выполнения определенного задания.
- на фронтальных занятиях лучше решаются более общие учебные задачи, а более конкретные – на занятиях с подгруппой детей.
-материал, подготовленный к занятию, содержит общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения определенных заданий.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Деятельность подгруппами позволяет решить задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. Планомерное усложнение материала позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем возможностей и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах деятельности.
НОД по социальному миру, природному миру проводим со всеми детьми сразу, более старшие дети являются помощниками, инициаторами. НОД по математике, развитию речи – с каждой подгруппой отдельно. Так как решаются разные речевые задачи. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту. Например: создание аппликации «Пого» (хакасское нагрудное украшение). Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, а средние сами вырезают и наклеивают детали.
На занятиях по физической культуре в разновозрастной группе нет четких ограничений для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное.
Проведение НОД по физической культуре в разновозрастной группе имеет положительные моменты:
- способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (ходьба змейкой - дается задание идти за старшими детьми);
- своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке, физминутке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.);
- учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить).
В своей работе используем следующие варианты работы в режимных моментах: старшие дошкольники помогают малышам одеваться на прогулку; на прогулке присматривают за малышами; более старшие детки помогают малышам в игровой деятельности на свежем воздухе, являются для них примером; важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
В игровой деятельности: старшие дошкольники участвуют в театрализованных постановках и показывают малышам свои спектакли; в связи с тем, что старшие дошкольники умеют играть в сюжетно-ролевые игры, для малышей организуется познавательный аспект: младшие дошкольники наблюдают за действиями, учатся вести ролевой диалог.
В роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе организации совместного пребывания детей разных возрастов, выступает развивающая предметно-пространственная среда (РППС, которая ориентирована на потребности каждого ребенка и способствует тому, что дети самостоятельно делают выбор, активно играют, используют материалы, которым можно найти более чем одно применение, работают все вместе и заботятся друг о друге.
Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, ему проще перенять навык у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. А старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимая, что являются примером для подражания.
Ермакова Е. А., Мальцева Д. Н, 2021