Шлюханова Тамара
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с театральной деятельности я начала с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. В начале года, когда дети только начинают ходить в детский сад, театральная кукла помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Игры с куклами помогают переключить внимание ребенка.
Публикация «Особенности педагогического руководства театрализованной игрой с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В этой группе я познакомила детей с театром картинок (фланелеграф, пальчиковым театром, театром резиновой игрушки. Эти виды театров я использовала и в совместной деятельности и на занятиях. Это дает возможность заинтересовать детей, удержать их внимание, что в результате сказывается на степени усвоения детьми материала. Так, используя кукольный театр, я создавала игровые ситуации на занятиях по изодеятельности: аппликация «Мячики», «Домики», (фланелеграф) рисование «Огоньки зажглись на елочке» (театр резиновой игрушки, лепка «Угощение для дня рождения» (театр би-ба-бо и др.)
Театральные куклы помогают и на занятиях по познавательному – речевому развитию: рассказывание сказок (настольный театр «Колобок», «Репка» «Волк и козлята»); дидактические игры: «Кого мы встретим в лесу?», «Поможем колобку», «Кто с нами рядом живет?» (перчаточные куклы).
В свободное время я стараюсь привлечь внимание детей к театральным куклам, кукольному театру : показывала сказки и сценки из них, побуждала детей проговаривать слова и фразы. В результате дети учились слушать, понимать, у них воспитывался устойчивый интерес к театральной деятельности, развилась речь, дети учились общаться друг с другом.
Во II младшей группе я продолжала учить детей играть со знакомыми видами кукольного театра, учила кукловождению (настольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Три медведя», привлекала использовать маски для игр – драматизаций (сказка «Теремок»). В этой группе я также использовала кукол на занятиях. Например, показывала театр игрушки по сказке Н. Павловой «На машине», лепили овощи деду и бабке из сказки «Репка» (перчаточные куклы, показывала детям настольный театр «Кот, петух и лиса». Средствами кукольного театра дети учились следить за развитием действия в кукольных спектаклях, становились более внимательными, инициативными и самостоятельными.
В средней группе для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской, а также деревянные резные игрушки. В этой группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному. Знакомим детей с ширмой и верховными куклами. Я использовала упрощенный вариант верховых кукол – ложки. Прежде чем ребята начнут управлять ими, даю им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол) помогает детям освоить приемы кукловождения. Изготовить театр ложек несложно. Для того необходимо деревянные ложки, не расписанные, красками. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают ложку тканью, тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и одевают на ложку, крепко завязав у шейки тесьмой. Получается яркая, легко управляемая кукла. Дети научились водить кукол по ширме, запомнили название, узнали, что значит «грядка» в кукольном театре. В конце года в средней группе мы поставили спектакль по сказке «Теремок». Дети уже не боялись выступать, были раскованы, организованы, научились сопровождать действия песенкой.
На занятиях по знакомству с дымковской игрушкой использовала настольный театр дымковской игрушки.
В старшей группе дети знакомятся с перчаточными куклами и с куклами с «живой рукой». Изготовление этих кукол не представляет особой сложности. Традиционно этих кукол относят к верховым. Основой такой куклы является плащ, сшитый из ткани, искусственного меха в виде треугольника. Один треугольник крепится к голове куклы, два других на резинках прикрепляются к запястьям ребенка. Голова может быть сделана из папье – маше или другого материала. К ней прикрепляются тесемки, которые завязываются на шее ребенка. Кукла является как бы передней частью костюма ребенка. Я стремилась создавать не отдельных кукольных персонажей, а сразу героев одной сказки. С этими куклами знакомила детей, обучала их управлению и начинала разучивать сказку.
Дети с увлечением участвуют в кукольных спектаклях и театральных постановках. Для того, чтобы ребенок получил удовольствие от общения с театральной куклой, необходимо научить его кукловождению. Эту работу я провожу в свободное время.
За это время у меня получился «музей» театральной куклы, в котором есть персонажи сказок «Приключения Буратино», «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка». Я включаю фрагменты кукольных спектаклей и театральных постановок в проведение занятий по познавательно – речевому развитию, изобразительному творчеству, в утренники, физкультурные досуги, развлечения.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением. Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребенка новым, необычным персонажем, можно организовать познавательную беседу. Например, пригласив в гости деда Лешего, можно познакомить детей с традиционными предметами народной одежды (кафтан, кушак, лапти).
Буратино может рассказать о свойствах дерева на примере своих приключений. Познакомиться с игрушками, поделками из соломы можно, вспомнив сказку «Соломенный бычок». На занятии «Испечем мы Колобок» дед и баба из кукольного спектакля помогают детям замешивать тесто. На занятиях по изодеятельности я буду также использовать театральные куклы различных систем. Так, рисование по сказке «Красная Шапочка» можно провести как путешествие с использованием кукол конусного настольного театра.
Результатом моей работы стало то, что у детей сформирован интерес к театрализованной деятельности, дети стали творчески активны, самостоятельны. В свободное время, в утренние и вечерние часы дети охотно занимаются самостоятельной театрализованной деятельностью, по желанию выбирают виды театров, куклы, шапочки, маски и разыгрывают знакомые сценки из сказок, придумывают свои истории и диалоги.