Яна Богомолова
Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование руководства сюжетно-ролевой игры,
как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ.
Подготовила воспитатель Богомолова Я. Д.
Огромная роль в развитии и воспитании дошкольников принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются личностные, моральные качества, духовные и физические силы ребенка, его внимание, воображение, дисциплинированность, ловкость, память.
Публикация «Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным и образовательным процессом.
Своевременное и планомерное применение игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе обеспечивает решение задач поставленных основной образовательной Программой (ООП ДО) согласно новым нормативным требованиям, в форме наиболее приемлемой для детей. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество и в организованной образовательной деятельности (ООД) в том плане, что являются эффективной формой для активного проявления детской индивидуальности.
В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, подхода к воспитанию каждого ребенка, так как именно в игре прослеживается интеграция образовательных областей в различных видах детской игровой деятельности, где одна взаимно обуславливает другую.
Сюжетно-ролевая творческая игра — первая проба социальных сил и первое их испытание.
При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми.
Одной из основных причин недостаточного развития игры и игровых интересов являются недостатки планирования воспитательно-образовательной работы, в частности по руководству творческими играми. Для успешного развития игровой деятельности немаловажное значение имеет умение воспитателя планировать свое руководство творческими играми так, чтобы планирование не ограничивало творчество и инициативу ребенка. Естественно, учитывая природу игры, ее активный, творческий характер, планированию подлежит только деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не игровая деятельность детей.
Хочется отметить, что в планировании образовательного процесса очень часто нет связи и интеграции между содержанием ООД, самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью детей и взрослых. А ведь именно игровая деятельность могла бы стать тем самым связующим звеном в интеграции в планирования воспитательно-образовательного процесса педагогов ДОУ.
Поставив перед собой цель: разработать руководство сюжетно-ролевой игрой, которое может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как механизм моделирования образовательного процесса.
В начале работы я изучила новые нормативные требования к образовательному процессу, методическую литературу по планированию и моделированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, методическую литературу по организации детской игры, а также психические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическое руководство играми детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка.
Поэтому на следующем этапе своей работы с помощью диагностики я выявила уровень развития детей своей возрастной группе, а также уровень развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада.
Хочется отметить, что уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом и наличием взаимосвязей между отдельными видами детской деятельности. Такой комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в детском саду создает условия для широкого использования творческой сюжетно-ролевой игры в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
Затем согласно полученным результатам диагностики и содержанию перспективно-тематического планирования, используя метод комплексного руководства игрой, я начала комплектовать содержание руководства сюжетно-ролевыми играми в своей возрастной группе.
Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель осуществляет свою роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них, индивидуального подхода к каждому ребенку группы.
Чтобы организовать деятельность воспитателя по руководству сюжетно – ролевой игрой, целесообразно после изучения игровых интересов и уровня развития творческих игр в своей группе составить перспективно – тематический план на год, в котором будет отражена не только тематика, но и пути ее реализации в данной возрастной группе.
В соответствии с игровым интересом планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии в природу, подбор соответствующей художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; тематику конструирования, лепки, аппликации и рисования; игрушки и атрибуты для развития игры (отметить, какие из них необходимо приобрести в магазине, какие изготовить заранее с помощью родителей, какие — совместно с детьми в процессе игры).
Руководство же игровыми действиями производится непосредственно воспитателем в период игры. Воспитатель опирается на знание индивидуальных и возрастных особенностей детей, конкретную ситуацию, опыт, такт и педагогическое мастерство.
Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.
Нельзя оставлять без внимания работу с родителями в данном направлении, т. к. родители являются неотъемлемой и значимой частью воспитательно - образовательного процесса. Так появилось перспективное планирование работы с родителями по данному направлению (а именно игровой деятельности).
После того, как мною было разработано и утверждено на Педагогическом совете руководство сюжетно-ролевой игрой и план работы с родителями в данном направлении, я приступила к апробации системы комплексного руководства игрой, и промежуточного диагностирования развития сюжетно-ролевой игры, с целью: выявления динамики развития сюжетно-ролевой игры и эффективности разработанного планирования.
Последний этап работы - это обмен опытом по руководству планирования сюжетно-ролевой игры, как механизма моделирования образовательного процесса с педагогами ДОУ с целью: повышения уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов в области планирования руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Обмен опыта происходил следующим образом : открытые показы руководства сюжетно-ролевой игрой, помощь в разработке воспитателями собственного руководства игровой деятельностью, сообщения на педагогическом совете на тему «Роль воспитателя в организации и руководстве игрой дошкольников», «Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», помощь (как члена творческой группы) воспитателям по вопросам моделирования игровой деятельности в календарном планировании воспитательно-образовательной работы,
Итог работы заключается в том, что была разработана и апробирована система планирования, которая включает в себя руководство сюжетно – ролевой игрой, план работы с семьями воспитанников по развитию игровой деятельности.
Планирование руководства сюжетно-ролевой игры позволило не только систематизировать имеющиеся материалы по игровой деятельности, но и включить их в общий механизм моделирования образовательного процесса ДОУ
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М, 1998.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С. - 31-40.
6. Короткова Н. А. Сюжетно – ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2006. - №4. – С. 43 – 45.
7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.