Анна Блюмгарт
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автореферат
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Нравственному воспитанию детей огромное внимание уделяли педагоги античности – Аристотель, Сократ.
Наставления великого педагога Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.
Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания :
- военно-патриотическое воспитание;
- героико-патриотическое воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. В нашем детском саду по программе Вераксы Н. Е.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- знакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;
- организовывать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны.
Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Также огромную роль в жизни дошкольника играет приобщение к литературе. В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.
Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра – играться. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной.
На первом этапе нашей практической работы был определен исходный уровень сформированности нравственно-патриотических представлений у дошкольников. Для этого использовались методы наблюдения и беседы. Также была проведена диагностическая работа с родителями детей и воспитателями ДОУ.
На втором этапе были апробированы средства и методы работы с детьми по данной проблеме.
На заключительном этапе мы провели повторное диагностическое исследование, проанализировали полученные данные и сформулировали выводы, а также разработали проект и перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.
Работа проводилась на базе дошкольного учреждения города Саратова в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172». Было обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.
Из наиболее эффективных видов деятельности по патриотическому воспитанию нами выделяются : НОД, игровая и учебная деятельности.
В своей работе мы используем разнообразные формы и методы патриотического воспитания : целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев, наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством.
Диагностический этап работы мы начали с индивидуальных бесед с родителями, целью которых стал сбор информации о воспитательных воздействиях патриотического характера в семье.
Мы выяснили, что во всех семьях дома есть книги для детей. Среди них и произведения на общественную тематику, но подбор их случаен как по тематике, так и по содержанию, жанру, стилю изложения. Родители не отбирают специально для ребенка литературу по ознакомлению с городом, а приобретают ту, которая встречается на прилавке магазинов и киосков.
Мы также провели беседы и с воспитателями МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172».
Свою работу с детьми мы начали с диагностического обследования детей, с выяснения их уровня развития, осведомленности детей о государственной символике, столице нашей Родины, родном городе, крае и достопримечательностях, знании детей о других народах и их национальностях, о главных Российских праздниках.
Всем детям были заданы вопросы по разным.
В диагностике участвовало 18 человек. Мы получили неутешающие результаты.
Таким образом мы поняли, что нужно усовершенствовать знания и представления детей о государственной символике, главных российских праздниках, представление о родном городе, крае, достопримечательностях; о культуре, обычаях, традициях своего и других народов; знания о российских праздниках.
Нами был разработан проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе и перспективный план по разным направлениям.
Таким образом, мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала.
Заключение
Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Мы выяснили, что данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
В ходе опытно – практической работы мы убедились, что все изученные средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.
Из этого следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.