Алевтина Усенко
Особенности ознакомления детей с окружающим миром в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности ознакомления с окружающим миром детей ясельного возраста».
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Усенко А. В.
«Мир окружающий ребенка — это, прежде всего
мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,
в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
У маленьких детей рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, которой воспитатель по возможности должен удовлетворить.
На занятиях детям читают стихи о различных явлениях общественной жизни, праздниках.
Публикация «Особенности ознакомления детей с окружающим миром в ясельной группе» размещена в разделах
В ясельной группе детей знакомят с трудом няни и врача. Обращают их внимание на наиболее характерные трудовые операции и результат труда. Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в играх.
В задачи педагога входит знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения (игрушек, посуды, одежды, обуви, транспортных средств, мебели и т. д., с их назначением.
Дети этого возраста уже сравнительно легко ориентируются в окружающих их предметах, но зачастую затрудняются в различии сходных между собой предметов (чашка — стакан — кружка). Следовательно, круг предметов, названия которых ребенку ну4жно запомнить, сравнительно велик. И он постоянно расширяется.
Называя предметы, воспитатель знакомит детей с цветом, контрастными размерами, некоторыми физическими качествами и свойствами. Детей учат различать и называть части некоторых предметов (кабина, колесо и т. д.)
Необходимо воспитывать у детей умение различать знакомые им предметы на картинках, называть их, характеризовать изображенные действия. Для малыша это серьезная умственная задача. Узнавание действий на картинке — одно из проявлений способности к обобщению.
Показывая детям сюжетные картинки, проводя игры — инсценировки, воспитатель обращает их внимание на состояние и настроение действующих лиц, помогает малышам разобраться в том, что хорошо и что плохо.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются когда ребенок неоднократно «опробует» предмет. Успешное усвоение требует постепенности и систематичности. Вот почему многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы, их части, качества и свойства, повторяются неоднократно с последовательным усложнением.
Одна из важных задач, стоящих перед педагогом, - воспитание у детей интереса к явлениям природы. Необходимо учить ребенка бережно относится к растениям и животным, замечать их красоту.
Занятия по ознакомлению с природой проводятся течении всего года. С детьми рассматривают траву, цветы, знакомят с деревьями.
На занятиях дети получают первоначальные представления и о животном мире. С помощью картинок и игрушек воспитатель малышей с характерными особенностями животных учит различать и называть части тела.
Во время прогулок педагог продолжает знакомить детей с наиболее характерными для данного сезона явлениями природы, уточнять и обогащать представления о растительном мире, учит правильно употреблять слова — дерево, цветок, трава; бережно относится к каждому растению.
Ежедневно наблюдая за состоянием погоды, ребенок привыкает замечать ее изменения. На участке организуются игры с песком и водой. В процессе таких игр ребенок познает свойства природных материалов.
Ухаживая за растениями в уголке природы, воспитатель называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.