Папки-передвижки

Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе

Ирина Самохина
Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

№8 «Виноградинка»

Доклад для педагогического совета по теме:

«Особенности организации трудовой деятельности

в разновозрастной группе»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ №8 «Виноградинка»

Самохина Ирина Витальевна

первая квалификационная категории

Публикация «Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе» размещена в разделах

х. Ведерников, 2019 год

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованием двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сфере обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среде сверстников. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многократности, человека нельзя воспитать».

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а так же настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознанию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи).

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

В условиях разновозрастной группы решаются следующие задачи трудового воспитания :

- формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, осознанных социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

- воспитание моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- обучение воспитанников разнообразным трудовым умениям и навыкам, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В процессе проведения трудовой деятельности в разновозрастной группе успешно решают не только задачи трудового воспитания, но и нравственно-этические:

- сплочение группы детей;

- развитие умения прийти на помощь товарищу;

- воспитание ответственности за свою часть общего дела;

- воспитание лидерских качеств;

- шефство старших над младшими;

- воспитание на положительном примере.

Выделяются следующие виды детского труда :

- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

- труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

- ручной труд (поддерживание порядка в хозяйстве группы : починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)

Формы организации труда :

Поручения (индивидуальные и совместные)

- эпизодические (краткосрочные)

- длительные

- отсроченные по времени

Дежурства (индивидуальные и совместные)

- по столовой и занятиям-для младших детей

- по столовой и занятиям, а так же в уголке природы, в группе и т. д. -для старших детей.

Коллективный труд

- от 6 до 8 детей для младших детей

- от 8 до 25 детей для старших детей

Для правильной и эффективной организацией трудовой деятельности педагогу необходимо знать, что должны уметь дети в определенном возрасте и что дети данной группы действительно умеют делать; исходя из знаний и умений детей данной группы, продумать план объяснения и выполнения работы; подготовить необходимые инструменты и инвентарь.

Разные виды коллективной деятельности в центре проходят как ежедневно (уборка помещения, так и периодически (уборка территории, работа с комнатными растениями и в цветнике, ремонт мебели, игрушек, книг, а также в рамках различных программ по трудовому воспитанию.

В проведении ежедневной трудовой деятельности помогает то, что уборка приходит в одно и то же время. Каждый ребенок несет ответственность за чистоту в определенном месте. Старшие ребята помимо непосредственного участия в труде также могут быть ассистентами воспитателя, назначаться ответственными или проверяющими за что либо, а младших детей можно привлечь к изготовлению атрибутов и призов. Для того, чтобы трудовая деятельность не превратилась в трудовую повинность детей, нужно вносить в нее элементы игры, и это можно сделать, используя различные атрибуты соревнования: флажки, отличительные знаки, призы для победителей и участников.

Содержание воспитательно-образовательной работы в старшем дошкольном возрасте.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживание:

В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищи с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вещают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их).

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда :

Старшие дошкольники помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, наводят порядок в шкафчиках, убирают групповую комнату, протирают мебель, моют игрушки под присмотром воспитателя. Дежурные помогают воспитателю раскладывать и убирать необходимый материал для непосредственно образовательной деятельности.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе :

Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети убирают игрушки, оказывают посильную помощь дворнику, наводят порядок на своем участке, сметают листья и очищают от снега игровое оборудование, дорожки. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (поливают растения, сеют семена). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда :

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материала (шишек, желудей, каштанов, листьев и т. д., изготовлению подарков родителям, сотрудникам детского сада, украшений к праздникам.

Формы и методы работы с родителями:

- Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройства территории: оформление участков, групп. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, крмушек, огородов на окне и др.)

- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы).

Так же в группе проводятся дидактические игры по трудовому воспитанию :

«Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

«Назови профессию»

Цель: учить детей правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Угадай профессию»

Цель: расширять у детей представление о профессиях.

Пословицы, поговорки, цитаты о труде.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

- Не потрудиться, так и хлеба не родиться.

- Глаза страшатся, а руки делают.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Терпение и труд – все перетруд и др.

Советы по организации трудового воспитания :

- Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личного примера взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;

-Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;

- Формировать у детей устойчивое эмоционально- положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;

- Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений;

- Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда, уважение к труду взрослых;

- Приучать экономно расходовать материалы;

- Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность;

- Необходимо помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные условия в соответствии с его возможностями; постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде;

- Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого;

- Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы;

- Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

- Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.

Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Публикации по теме:

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Перспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группеПерспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группе В учебной программе дошкольного образования отмечено, что трудовое воспитание играет особую роль в социальном развитии ребенка. Программой.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 20:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Самохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД