Лучший педагог года

Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе

Ирина Самохина
Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

№8 «Виноградинка»

Доклад для педагогического совета по теме:

«Особенности организации трудовой деятельности

в разновозрастной группе»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ №8 «Виноградинка»

Самохина Ирина Витальевна

первая квалификационная категории

Публикация «Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе» размещена в разделах

х. Ведерников, 2019 год

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованием двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сфере обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среде сверстников. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многократности, человека нельзя воспитать».

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а так же настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознанию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи).

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

В условиях разновозрастной группы решаются следующие задачи трудового воспитания :

- формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, осознанных социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

- воспитание моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- обучение воспитанников разнообразным трудовым умениям и навыкам, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В процессе проведения трудовой деятельности в разновозрастной группе успешно решают не только задачи трудового воспитания, но и нравственно-этические:

- сплочение группы детей;

- развитие умения прийти на помощь товарищу;

- воспитание ответственности за свою часть общего дела;

- воспитание лидерских качеств;

- шефство старших над младшими;

- воспитание на положительном примере.

Выделяются следующие виды детского труда :

- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

- труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

- ручной труд (поддерживание порядка в хозяйстве группы : починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)

Формы организации труда :

Поручения (индивидуальные и совместные)

- эпизодические (краткосрочные)

- длительные

- отсроченные по времени

Дежурства (индивидуальные и совместные)

- по столовой и занятиям-для младших детей

- по столовой и занятиям, а так же в уголке природы, в группе и т. д. -для старших детей.

Коллективный труд

- от 6 до 8 детей для младших детей

- от 8 до 25 детей для старших детей

Для правильной и эффективной организацией трудовой деятельности педагогу необходимо знать, что должны уметь дети в определенном возрасте и что дети данной группы действительно умеют делать; исходя из знаний и умений детей данной группы, продумать план объяснения и выполнения работы; подготовить необходимые инструменты и инвентарь.

Разные виды коллективной деятельности в центре проходят как ежедневно (уборка помещения, так и периодически (уборка территории, работа с комнатными растениями и в цветнике, ремонт мебели, игрушек, книг, а также в рамках различных программ по трудовому воспитанию.

В проведении ежедневной трудовой деятельности помогает то, что уборка приходит в одно и то же время. Каждый ребенок несет ответственность за чистоту в определенном месте. Старшие ребята помимо непосредственного участия в труде также могут быть ассистентами воспитателя, назначаться ответственными или проверяющими за что либо, а младших детей можно привлечь к изготовлению атрибутов и призов. Для того, чтобы трудовая деятельность не превратилась в трудовую повинность детей, нужно вносить в нее элементы игры, и это можно сделать, используя различные атрибуты соревнования: флажки, отличительные знаки, призы для победителей и участников.

Содержание воспитательно-образовательной работы в старшем дошкольном возрасте.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживание:

В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищи с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вещают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их).

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда :

Старшие дошкольники помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, наводят порядок в шкафчиках, убирают групповую комнату, протирают мебель, моют игрушки под присмотром воспитателя. Дежурные помогают воспитателю раскладывать и убирать необходимый материал для непосредственно образовательной деятельности.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе :

Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети убирают игрушки, оказывают посильную помощь дворнику, наводят порядок на своем участке, сметают листья и очищают от снега игровое оборудование, дорожки. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (поливают растения, сеют семена). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда :

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материала (шишек, желудей, каштанов, листьев и т. д., изготовлению подарков родителям, сотрудникам детского сада, украшений к праздникам.

Формы и методы работы с родителями:

- Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройства территории: оформление участков, групп. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, крмушек, огородов на окне и др.)

- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы).

Так же в группе проводятся дидактические игры по трудовому воспитанию :

«Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

«Назови профессию»

Цель: учить детей правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Угадай профессию»

Цель: расширять у детей представление о профессиях.

Пословицы, поговорки, цитаты о труде.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

- Не потрудиться, так и хлеба не родиться.

- Глаза страшатся, а руки делают.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Терпение и труд – все перетруд и др.

Советы по организации трудового воспитания :

- Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личного примера взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;

-Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;

- Формировать у детей устойчивое эмоционально- положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;

- Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений;

- Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда, уважение к труду взрослых;

- Приучать экономно расходовать материалы;

- Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность;

- Необходимо помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные условия в соответствии с его возможностями; постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде;

- Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого;

- Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы;

- Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

- Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.

Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Публикации по теме:

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Перспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группеПерспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группе В учебной программе дошкольного образования отмечено, что трудовое воспитание играет особую роль в социальном развитии ребенка. Программой.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 20:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД