Ирина Самохина
Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
№8 «Виноградинка»
Доклад для педагогического совета по теме:
«Особенности организации трудовой деятельности
в разновозрастной группе»
Подготовил: воспитатель
МБДОУ №8 «Виноградинка»
Самохина Ирина Витальевна
первая квалификационная категории
Публикация «Особенности организации трудовой деятельности в разновозрастной группе» размещена в разделах
х. Ведерников, 2019 год
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованием двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сфере обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среде сверстников. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многократности, человека нельзя воспитать».
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а так же настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознанию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи).
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
В условиях разновозрастной группы решаются следующие задачи трудового воспитания :
- формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, осознанных социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- обучение воспитанников разнообразным трудовым умениям и навыкам, формирование основ культуры умственного и физического труда.
В процессе проведения трудовой деятельности в разновозрастной группе успешно решают не только задачи трудового воспитания, но и нравственно-этические:
- сплочение группы детей;
- развитие умения прийти на помощь товарищу;
- воспитание ответственности за свою часть общего дела;
- воспитание лидерских качеств;
- шефство старших над младшими;
- воспитание на положительном примере.
Выделяются следующие виды детского труда :
- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
- труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
- ручной труд (поддерживание порядка в хозяйстве группы : починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)
Формы организации труда :
Поручения (индивидуальные и совместные)
- эпизодические (краткосрочные)
- длительные
- отсроченные по времени
Дежурства (индивидуальные и совместные)
- по столовой и занятиям-для младших детей
- по столовой и занятиям, а так же в уголке природы, в группе и т. д. -для старших детей.
Коллективный труд
- от 6 до 8 детей для младших детей
- от 8 до 25 детей для старших детей
Для правильной и эффективной организацией трудовой деятельности педагогу необходимо знать, что должны уметь дети в определенном возрасте и что дети данной группы действительно умеют делать; исходя из знаний и умений детей данной группы, продумать план объяснения и выполнения работы; подготовить необходимые инструменты и инвентарь.
Разные виды коллективной деятельности в центре проходят как ежедневно (уборка помещения, так и периодически (уборка территории, работа с комнатными растениями и в цветнике, ремонт мебели, игрушек, книг, а также в рамках различных программ по трудовому воспитанию.
В проведении ежедневной трудовой деятельности помогает то, что уборка приходит в одно и то же время. Каждый ребенок несет ответственность за чистоту в определенном месте. Старшие ребята помимо непосредственного участия в труде также могут быть ассистентами воспитателя, назначаться ответственными или проверяющими за что либо, а младших детей можно привлечь к изготовлению атрибутов и призов. Для того, чтобы трудовая деятельность не превратилась в трудовую повинность детей, нужно вносить в нее элементы игры, и это можно сделать, используя различные атрибуты соревнования: флажки, отличительные знаки, призы для победителей и участников.
Содержание воспитательно-образовательной работы в старшем дошкольном возрасте.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживание:
В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищи с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вещают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда :
Старшие дошкольники помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, наводят порядок в шкафчиках, убирают групповую комнату, протирают мебель, моют игрушки под присмотром воспитателя. Дежурные помогают воспитателю раскладывать и убирать необходимый материал для непосредственно образовательной деятельности.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе :
Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети убирают игрушки, оказывают посильную помощь дворнику, наводят порядок на своем участке, сметают листья и очищают от снега игровое оборудование, дорожки. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (поливают растения, сеют семена). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда :
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материала (шишек, желудей, каштанов, листьев и т. д., изготовлению подарков родителям, сотрудникам детского сада, украшений к праздникам.
Формы и методы работы с родителями:
- Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройства территории: оформление участков, групп. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, крмушек, огородов на окне и др.)
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы).
Так же в группе проводятся дидактические игры по трудовому воспитанию :
«Угадайте, что я делаю?»
Цель: расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
«Назови профессию»
Цель: учить детей правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
«Угадай профессию»
Цель: расширять у детей представление о профессиях.
Пословицы, поговорки, цитаты о труде.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Не потрудиться, так и хлеба не родиться.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Терпение и труд – все перетруд и др.
Советы по организации трудового воспитания :
- Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личного примера взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;
-Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
- Формировать у детей устойчивое эмоционально- положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;
- Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений;
- Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда, уважение к труду взрослых;
- Приучать экономно расходовать материалы;
- Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность;
- Необходимо помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные условия в соответствии с его возможностями; постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде;
- Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого;
- Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы;
- Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
- Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.
Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.