Галина Панычева
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду
"Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях"
(К. Д. Ушинский)
Аннотация.
Необходимость создания и функционирования консилиумов в детских садах на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей с проблемами в развитии, и определяется следующими факторами:
Публикация «Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду» размещена в разделах
- ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития;
- уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.
Ключевые слова: ФГОС ДО, ПМПк, психолого-педагогическое сопровождение.
Актуальность.
Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
В ФГОС дошкольного образования среди основных задач определяется задача «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» 2.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения трактуется как система профессиональной деятельности специалистов по созданию оптимальных условий для становления личности ребенка и всестороннее развитие в соответствии с его задатками, возможностями и способностями 4.
На современном этапе наиболее приемлемой и распространенной формой организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного процесса.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Основными задачами ПМПк являются:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Нормативно-правовая база деятельности ПМПк дошкольного учреждения:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273ФЗ.
2. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.
3. Устав образовательной организации.
4. Договор об образовании по программам дошкольного образования
между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.
5. Договор о взаимодействии с ПМПК.
Основные принципы деятельности ПМПк:
Принцип семейной центрированности. Специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
Принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
Принцип открытости. ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения личности ребёнка. Специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя. Уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия. Добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
Обязательными участниками нашего ПМПк ДОУ являются:
- председатель консилиума;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог (тифлопедагог);
- социальный педагог;
- воспитатели коррекционных групп;
- медицинский работник (по согласованию).
Основные области деятельности специалистов ПМПк
Специалист Область деятельности
Председатель ПМПк Ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Педагог-психолог Психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён-ком с учётом данных психодиагностики.
Учитель-логопед Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Учитель-дефектолог Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия, дифференциация сходных состояний нарушений развития, отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка.
Тифлопедагог Тифлопедагогическая диагностика, коррекция и разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных тифлопедагогических приёмов в работе с ребёнком с учётом данных диагностики.
Социальный педагог Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закреплённых льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Воспитатель Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.
Медицинская сестра Информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито и физиотерапевтических процедур.
Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
Заседания проводятся под руководством председателя консилиума ПМПк.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обследование воспитанников.
Цель плановых заседаний – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в индивидуальную программу ППМ сопровождения; изменение формы, режима или назначение дополнительных обследований.
Цель внеплановых (срочных) заседаний – выяснение причин возникающих проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления, обсуждение изменения режима или формы обучения.
Промежуточное заседание консилиума проводится в середине учебного года и планируется на последнюю неделю января. Предварительно специалисты проводят обследование ребенка с целью выявления особенностей динамики развития в специально организованных условиях. В случае необходимости вносятся поправки и дополнения в коррекционную работу, назначается дополнительное обследование, меняется образовательный маршрут.
Заключительное заседание планового консилиума – проводится в преддверии окончания учебного периода.
Цель – оценка статуса воспитанника на момент окончания коррекционно - развивающей работы, приобретенных знаний по всем образовательным областям, степени социализации, состояния эмоционально-волевой, поведенческой сфер и высших психических функций 3.
Опыт работы показал, что в работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
Первый этап – диагностический – сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.
Второй этап – планово – организационный - разработка рекомендаций для всех участников коррекционно-образовательного процесса, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для каждого обучающегося.
Третий этап – деятельностный (коррекционный) – решение проблем – внедрение и реализация на практике специальных методов и приемов оказания помощи ребенку каждым участником сопровождения.
Четвертый этап – итогово – оценочный - анализ выполнения результатов работы (что удалось? Что не получилось? Почему). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка. Решение об определении образовательного маршрута дальнейшего обучения.
Каждым участником коррекционно-образовательного процесса прогнозируются результаты сопровождения:
для детей:
- позитивная адаптация к условиям детского сада;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу на основе выявленных резервных возможностей развития;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта.
для педагогов:
- развитие психолого-педагогической компетентности, понимание работы с различной категорией детей;
- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов работы, овладение технологией разработки индивидуальных форм сопровождения обучающихся (карта, программа) на основе психолого-педагогического прогнозирования;
- приобретение навыков работы в системе комплексного взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
для родителей/ законных представителей:
-получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по обучению, развитию, воспитанию ребенка;
- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМП консилиума ДОУ;
- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию обучающихся;
- получение психолого-педагогической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Как показывает опыт, тесное взаимодействие всех специалистов ПМП консилиума как формы психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной среде ДОУ, позволяет эффективно решать задачи развития, обучения и воспитания.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного развития, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.
Список литературы:
1. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32с.
3. Шипицына Л. М., Жданова М. А. Психолого-медико-педагогическая консультация : методические рекомендации. – Спб. : Детство-Пресс, 2002 – 345с.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003 – 528с.