Наталья Козлова
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития математических представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития математических представлений.
«Центр занимательной математики»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" обязывает нас к соблюдению следующих принципов в организации предметно-развивающей среды.
Публикация «Особенности организации предметно-пространственной среды для развития математических представлений,» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эти принципы отражены в программах нового поколения. Они нацеливают педагогов дошкольных учреждений на расширение и обогащение информационного пространства для детей – одного из ведущих и основных факторов формирующих развитие личности ребенка его познавательных интересов и способностей.
Останавливаясь на организационных вопросах предметно-развивающего пространства, программа предлагает создание в групповых комнатах образовательных центров в том числе «Центра занимательной математики». Это может быть:
- отдельный шкаф, полка, насыщенная развивающими играми в соответствии с задачами математического содержания каждой возрастной группы.
На оснащение Центров не буду останавливать ваше внимание, так как перечень рекомендованных пособий у вас в папке.
Организуя предметную среду в центре математики приходиться учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы очень важен. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности — именно этим должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Работа в центре способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающем Центре помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Формы работы в центре математики разнообразны. Это и самостоятельная деятельность детей, совместная работа воспитателя и ребенка. Одной из них является: «лаборатория почемучек», «спор клуб», проведение вечеров досугов с использованием логико-математических игр. Приглашать к деятельности может необычный, привлекательный предмет причудливой формы, абстрактная художественная репродукция из геометрических форм и просто задания воспитателя научиться тому чего не умеешь.
Периодически, в зависимости от пройденной темы, а иногда и в подготовке к новой теме (опережающее обучение, в случае необходимости подвести итог в усвоении определенной задачи или раздела программы, вся групповая комната становится Центром математики. Для нас это погружение в тему, проблему.
Подведение итогов усвоения разделов «Величина, Измерение» выглядит примерно так.
В играх с LEGO и другими видами конструкторов воспитатель подбрасывает для одних детей усложненные задания типа «перестройте многоэтажное здание в многоподъездный одноэтажный дом». Или: «постройте спортивную площадку, соблюдая следующие размеры» где параметры моделируемых спортивных сооружений указаны на схеме – чертеже. Сделайте крону деревьев из Лего – мозаики соответствующую геометрическим фигурам.
В ходе «погружения» в «величину» серьезные образовательные задачи, как видите, решаются в игре «обувной магазин» в непринужденной обстановке, как правило, с натуральными предметами. Интеграция образовательных областей налицо:
Познание: классификация, знакомство с различными материалами, из которых изготовляется обувь, экспериментальная деятельность (примеряют, обрисовывают ногу, сами готовят условную мерку, чтобы, приложив к ботинку, решить подходит или нет, мал или велик?
Коммуникация: все виды речевого общения: диалоги, формулирование вопросов, словесное описание и т. д.
Социализация: Обувь бывает мужская и женская, обувь соответствует сезону, она стоит денег, так как на ее изготовление затрачен труд большого числа людей. Осваиваются правила общения и поведения в общественных местах и т. д. Бывают и «казусы». «Покупают» туфли на каблуках для себя, ну уж очень хочется, как откажешь себе любимой. Кому-то из детей не хватило мужской обуви по размеру. Купил большие: «папа пока поносит, да и у меня ноги быстро растут, быстрее чем я». Были случаи, когда красивые туфли приобрели для мамы, предварительно «справившись о размере по телефону» Приятно…
Дорогого стоят рекламные объявления.
Дети сами могут выбрать область приложения своих математических интересов и способностей. А «Прямоугоша», выдуманный детьми персонаж, любящий математику, и, конечно, как всегда, подкидывающий им каверзные вопросы, задачи и задания, предлагает :
- среди растений выделить узколистные;
- определить, какому из растений потребуется для полива больше воды;
- как ускорить рост конкретного растения?
- Измерить сколько воды впитала земля.
А в лабораторию почемучек для проверки точности домашних исследований и экспериментов дети приносят вопросы, предметы исследований :
- «Сколько сока получится, если воспользоваться теркой или соковыжималкой»
- «что можно сделать за одну минуту?»
Этот вопрос приобретает долгосрочный проект с привлечением семьи. (ФИЛЬМ)
В резерве у воспитателей – множество приемов стимулирования побуждения детей к самостоятельному повышению своей компетенции. Это и эпизодические информации к размышлению (подумайте, завтра пофилософствуем ….)
Эти размышления могут быть:
- дискуссионные: «День и ночь друзья или враги?»; - что будет если?
На основе дискуссий родился «Спор-клуб». Иногда в нем принимают участие и родители очное или заочно. Спор по поводу математических проблем продолжается ни один день.
- бывают просто фантазийные, требующие включения воображения.
Пример: «Есть у нас волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?» или «Если бы ты увеличил нос?». Ответы детей строятся сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Из фантазий можно видеть реальные проблемы, уровень сформированности чувственной сферы, личностных качеств. И главное все это ориентирует на стремление не быть хуже, вставить свое слово, подготовиться к участию. Или найдите в нашей библиотечке книги, где с именами героев связан рост человека (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Карлик-Нос).
А сколько логико-математических решений дает рассматривание семейных фотографий. Это освоение способов пространственных ориентировок на плоскости;
схематическое восприятие изображение (моделирование); уточнение представлений о составе семьи (возраст, рост, моложе, старше, дни рождения).
Дверки раздевальных шкафчиков «подчас» служат стимулом для активизации самостоятельной деятельности. Из наклеек, так любимых детьми наклеиваются незатейливые задания, которые помогают выявить степень овладения детьми пройденным материалом, дать возможность поупражняться в их решении, обратиться, если необходимо, за помощью к товарищу.
Даже организационные вопросы можно решить, играя, через использование интеллектуальных задания: раскодирование шифровок:
Медсестра ортоптистка просит ребенка отнести письмо в группу, расшифровать и узнать, кто должен прийти на лечение, или узнать, во сколько надо приходить на лечение.
Или. Прочитай письмо - шифровку от Елены Марковны и узнаешь, кто будет ведущим на физкультурном занятии.
- Отправляя двоих детей к тифлопедагогу, можно дать им два клубка (веревки). Выйдя из одной двери и разматывая их по дороге, дети в конце пути решают: - Чей путь длиннее (короче, приложив ее, друг к другу. Или чья веревка короче (не хватило мерки).
Вот так интегрировано - организованная природа обогащения и развития компетенций в любом виде детской деятельности в зоне успешности, удовольствия и эмоциональной удовлетворенности проживания жизни «По-правде» - не понарошку естественным образом подтягивает и другие области развития, в которых ребенок менее успешен.
Примеров очень много, вывод пока один:
воспитатель – руководитель и организатор педагогического процесса. Зная возможности, интересы, склонности, запросы детей, уважая их он, строит, варьирует, изменяет, расширяет и обогащает образовательное пространство в соответствии с педагогической ситуацией. Фантазируйте.