Анна Романенко
Особенности организации логопедического воздействия, направленного на развитие артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики
Принципы и методы логопедического воздействия
Публикация «Особенности организации логопедического воздействия, направленного на развитие артикуляционной моторики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Логопедическое воздействие представляет собой процесс, при котором происходит коррекционное обучение и воспитание. При этом применяются общедидактические и специальные принципы. К общедидактическим относятся такие принципы, как принцип систематичности, научности, доступности, последовательности, наглядности, активности и индивидуального подхода. К специальным принципам относятся принципы учета причины и механизма нарушения, дифференцированного подхода, поэтапности развития и другие.
Логопедическая работа должна носить дифференцированный подход. Он должен учитывать этиологию, механизмы и симптомы речевых нарушений, структуру самого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
Весь процесс логопедического воздействия должен быть разделен на этапы работы. Каждому из них присущи свои цели, задачи и приемы коррекции. Этапы должны проходить в определенной последовательности, постепенно переходя из одного в другой.
Не последнее место в коррекционной логопедической работе занимает воспитание личности в целом. Коррекционная работа должна проводиться с учетом ведущей деятельности ребенка. Так, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую и должна, в основном, проводиться коррекционно-логопедическая работа. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, на которую опираются в своей работе логопеды. Различные коммуникативные ситуации также должны опираться на ведущую деятельность ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. В зависимости от вида и степени нарушения выбираются те или иные методы работы.
К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка появилось представление о каком-либо явлении или предмете. С помощью рассказа ребенок получает представление о красивой и правильной речи. Рассказ должен побуждать ребенка к дальнейшему общению. На занятиях с дошкольниками рассказ рекомендуется сопровождать иллюстрациями (картинами, серией сюжетных картинок). Перед рассказом обычно проводят предварительную беседу, а после рассказа — итоговую беседу, которая предполагает обмен впечатлениями.
В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. При предварительной беседе выявляются представления детей, их знания о чем-либо. Итоговая беседа проводится для закрепления полученных умений и навыков. Кроме этих словесных методов также используются словесные приемы: пояснение, показ образца и объяснение. Объяснение и пояснение используются совместно с наглядными и практическими методами, когда логопед показывает и одновременно объясняет упражнения и задания.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин и рисунков, просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание дисков и магнитофонных записей.
К наглядным методам предъявляются некоторые требования: они должны быть хорошо видны, должны подбираться с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, их показ должен сопровождаться правильной речью педагога и соответствовать поставленным задачам.
Наглядные методы используют на разных этапах логопедической работы.
При прослушивании и воспроизведении магнитофонных записей и дисков необходимо сопровождать их беседой или пояснением, которые проводит педагог. Диафильмы и кинофильмы используются для автоматизации звуков или для развития связной речи и тоже сопровождаются объяснением педагога.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение представляет собой многочисленные повторения различных заданий. Они успешно применяются при устранении нарушений речи, так как при выполнении упражнений ребенок на практике использует приобретенные умения и навыки. Упражнения должны выполняться систематически. Упражнения бывают подражательно-исполнительские, творческие и конструктивные.
При выполнении первого вида упражнений ребенок повторяет их за педагогом, который показывает ему образец упражнения. Такие упражнения широко применяются в логопедической практике. Педагог вначале показывает ребенку правильное выполнение и просит ребенка повторить его. Постепенно логопед уже не показывает упражнения, а только называет их, а ребенок повторяет.
Конструктивные упражнения широко применяются при коррекции оптической дисграфии, когда ребенок из отдельных элементов складывает буквы.
При использовании упражнений творческого характера ребенок применяет уже сформированные и полученные навыки для новых видов упражнений (например, ребенок должен сам придумать слова с каким-то звуком и т. д.). Успешно применяются различные речевые упражнения, при которых ребенок повторяет за логопедом слоги, слова или предложения. Такие упражнения повсеместно используются при коррекции звукопроизношения.
Другим видом практических методов являются различные игры, где ведущая роль обычно принадлежит педагогу. Он подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует деятельность детей. При игре воспроизводится какая-либо воображаемая ситуация, которая обыгрывается детьми и педагогом (например, “В поликлинике”, “В школе” и т. д.).
В игры могут включаться музыкальные, подвижные и творческие элементы.
Моделирование представляет собой создание различных моделей и последующее их использование в коррекционной работе. Особенно широко применяется графическое моделирование, которое используется при коррекции нарушений письменной речи.
Лекция "Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики"
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики
Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органов.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
1) Виды артикуляционной гимнастики
В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики :
Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:
а/ Пассивная артикуляционная гимнастика.
Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог (Рис. 8, 9.). Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т. к. при данных нарушениях артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.
б/ Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем
в/ Активная артикуляционная гимнастика
Цель гимнастики - это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.
Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц:
упражнения для мышц плечевого пояса;
упражнения для мышц шеи;
гимнастика жевательно - артикуляционных мышц;
гимнастика мимико-артикуляционных мышц;
упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти;
гимнастика мышц зева и глотки;
упражнения для активизации мышц мягкого неба;
упражнения для языка;
гимнастика для губ и щек.
Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза) : для свистящих звуков; для шипящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными : важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Работа организуется следующим образом.
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Педагог показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.