иванова елена
Особенности организации и проведения опытно-исследовательской деятельности и детского эксперимента
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации и проведения
опытно-исследовательской деятельности
и детского эксперимента.
«Неизведанное рядом»
«Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказывались на
более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошел».
К. А. Тимирязев
Публикация «Особенности организации и проведения опытно-исследовательской деятельности и детского эксперимента» размещена в разделах
Ребенок – исследователь по своей природе, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире – важнейшие черты детского поведения. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать и развивать ее.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду прежде всего активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольники еще не знакомы с законами природы, элементарными правилами безопасности. Поэтому задача педагога не только поддержать стремление ребенка к самостоятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, но и создавать условия для детской исследовательской деятельности, выполняя при этом основные правила обеспечения безопасности детей.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности.
Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности у дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребёнок мог бы опереться. Незнание, должно быть частичным, только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны.
Примером такой развивающей среды является уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием (по возрасту детей, где дети проводят совместную со взрослым и самостоятельную исследовательскую деятельность. Основным оборудование являются:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты, микроскоп;
• разнообразные предметы из различных материалов: стекло, металл, дерево, пластмасса, железо;
• природный материал: камешки, глина, шишки, ракушки, песок, мох;
• утилизированный материал: проволока, кусочки меха, кожи, ткани, разные виды бумаги и др.
При оборудовании уголка экспериментирования важно учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Основными задачами организации уголка экспериментирования являются - возможность научить ребенка наблюдать (в уголке можно проводить кратковременные и долгосрочные наблюдения- эксперименты, задавать вопросы, самостоятельно искать на них ответы. При этом, действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, что положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детские вопросы требуют от воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира.
Технология исследовательской деятельности представляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: как? почему? зачем? Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств. Дети могут проводить опыты в группе, в уголке природы, на улице. Воспитатель, наблюдая за детьми, уточняет цель опыта (не вмешиваясь в его ход, помогает сделать выводы, зарисовать схему.
Алгоритм детского экспериментирования можно составить следующим образом:
1. ребенок совместно со взрослым ставит проблему, которую необходимо решить,
2. предлагает различные варианты ее решения,
3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных,
4. делает выводы.
Еще одной особенностью организации с детьми опытно-исследовательской деятельности является использование игр-занятий. Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации могут формироваться от имени сказочного героя. К детям в гости приходит Мудрая Сова или Домовенок Кузя и просят их помочь. Так к ребятам на занятие пришел Домовенок Кузя и попросил их помочь: из чего можно сделать кораблик для мышонка. В процессе поиска материала для изготовления кораблика был проведен эксперимент на плавучесть материала. Детьми были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результатами этого опыта было определение : плавает или не плавает этот материал. В итоге ребята сделали вывод: из чего лучше сделать кораблик для мышонка.
Или, дети старшего дошкольного возраста рассматривают разные виды бумаги. Самостоятельно выявляют общие свойства и качества (бумага намокает, мнется, рвется, режется, на ней можно рисовать). При этом ставится поисково-творческая задача: какую бумагу выбрать для изготовления оригами.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, игрой, чтением позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Игры, эксперименты с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы постоянно в теплое время годы используем песочницу в развивающих занятиях, в свободной деятельности. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получали знания о физических свойствах песка (в сухом, мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой).
Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности.
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес у дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Например, для проведения опыта со льдом, воспитателем была приготовлена емкость с замерзшей водой с бусинками и задан вопрос: как освободить бусинки изо льда? Детьми было предложено несколько вариантов решения этой задачи и сделан вывод: лед в тепле превращается в воду и, наоборот, вода на морозе замерзает.
Также это могут быть ситуации, специально смоделированные воспитателем: внесение в группу с необычным эффектом или назначением, ранее не известные детям, вызывающие у них неподдельный интерес и исследовательскую активность: что это такое? что с этим делать? Такими предметами могут быть магнит, песочные часы, компас, микроскоп и т. п.
И, наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам. Например, кто-то принес свою коллекцию, и все вслед за ним увлеклись динозаврами, сбором красивых камней, ракушек и т. п.
Занимательные игры занятия, разработанные с учетом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал (рисунки, схемы, модели, алгоритмы и др.) используемый в ходе игры, развивает у дошкольников два типа активности: собственную активность и активность, стимулируемую взрослым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
В индивидуальных беседах, консультациях, на открытых занятиях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации следует убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать что-то новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
В нашем детском саду родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Таким образом, в процессе детского экспериментирования дети учатся :
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
Кроме того, в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правоту. Происходит воспитание у дошкольника гуманно-ценного отношения к окружающей действительности.
Следовательно, эксперимент – это эффектный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах, который является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира, и является ведущим видом деятельности в обучении.