МААМ-картинки

Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в условиях ФГОС

Верещагина Любовь
Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – особый, чрезвычайно важный и ответственный период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности : познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение и многие другие. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а их развитие требует обязательного участия педагога.

Публикация «Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах

Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка раннего возраста является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводим игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в игровой деятельности.

Комплексные занятия - интересная и, главное, эффективная форма развития. Особенность этих занятий состоит в том, что они объединяют несколько направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изобразительную деятельность, конструирование. В занятия включаются потешки, стихи, небольшие рассказы, дидактические и пальчиковые игры, действия с предметами, игры с водой и песком, опыты («тонет - не тонет», «холодный, теплый, горячий» и т. д., театрализованная деятельность и многое другое.

Занятия проводим в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения и максимально удовлетворяют потребности ребёнка в речевой или поведенческой самостоятельности (движения, действия и т. п.).

Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения. Проводим их индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Педагог сидит за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологические особенности развития детей раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления и др.

Итак, в работе с детьми раннего возраста учитываем следующие принципы;

1. Ребенок познает мир с помощью педагога путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью воспитателя ребенок узнает их функциональное назначение: ложкой едят суп, лопаткой копают песок, книжку читают, карандашом рисуют.

Педагог знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку. Наблюдая за педагогом и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Таким образом, занятия с малышами строим на подражании педагогу, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и педагога совмещаем элементы игры и обучения.

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока. Если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Таким образом, элементы обучения вводим в специально организованные игры.

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Малыши любят повторять одно и то же действие, движение, слово снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Таким образом, чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, повторяем материал многократно.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми подбираем таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используем знакомые малышу ситуации. Например, игру с машинкой организуем после того, как дети видели машины на улице; игру «Киса, киса - брысь!» - после того, как дети видели и гладили кошку.

Если же предлагаем новый материал, то предварительно даём ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому показываем ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного рассказываем об этих домашних птицах, а потом начинаем играть. Одни и те же сюжеты закрепляем, уточняем, расширяем на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Таким образом, материал для занятий с малышами подбираем серьёзно и вдумчиво.

5. Контроль уровня сложности предлагаемого материала.

Уровень сложности материала для занятий с детьми соответствует возрасту. Если перед ребенком стоит непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш пытается выполнить задание, но у него не получается, и он быстро теряет интерес.

Таким образом, подбираем доступный материал для маленького ребенка, усложняя одно и то же задание постепенно, от занятия к занятию (принцип «от простого к сложному»).

6. Контроль длительности занятия.

Учитываем тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому заранее планируем занятие так, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом учитываем конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если видим, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Таким образом, варьируем длительность игр, занятий, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7. Необходима четкая структура занятия.

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия - вводная часть, основная часть и заключительная часть. При этом начало и конец очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Основная часть включает тематическое содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры или занятия мы манипулируем именно этой частью. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры-занятия не забываем о вступительной и заключительной репликах.

А вот основная часть может быть любой по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Таким образом, любая игра-занятие имеет начало, продолжение и конец.

8. Постоянная смена видов деятельности.

Смена видов деятельности дольше удерживает внимание малышей, увеличивает продолжительность и эффективность занятия. Подвижные игры чередуются со спокойными занятиями.

Таким образом, каждое занятие строим из нескольких разноплановых игр, сменяющих одна другую.

9. Гибкость.

Занятия подбираем с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируем чутко на отношение детей, улавливаем их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Таким образом, сочетаем четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия сокращаем или расширяем, что-то откладываем до следующего занятия или вносим новый, незапланированный ранее элемент.

10. Перенос знаний.

Позаботимся о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого держим близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка, так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Побуждаем, поощряем, а иногда и требуем, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Таким образом, чтобы навыки и знания закреплялись, постоянно их используем в самых разных ситуациях.

11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны педагога, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому отмечаем любые, даже самые скромные достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируем на ней внимание. Говорим, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

Таким образом, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалим их чаще.

Итак, делаем вывод, что занятия с детьми раннего возраста носят специфический характер, проводим их в основном в игровой форме. Это объясняется особенностями развития данного возраста. В первых играх с любыми игрушками участие педагога просто необходимо. Очень многое зависит от выразительности слов и действий воспитателя. Именно воспитатель заражает малыша интересом к игре, занятию и вовлекает в воображаемую ситуацию. При проведении игр и занятий с маленькими детьми помним, что любые объяснения педагога неэффективны и бесполезны для малышей. Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами ребёнок обучается и запоминает.

Литература:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 95 с.

2. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. / Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. – Ульяновск, 1996. – 100 с.

3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте – М., 2004. – 192 c.

4. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с.

5. Павлова Л. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 224 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста «Жизнь птиц зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками второй группы раннего возраста по познавательному развитию Тема:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по городу» с детьми средней группы Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: 1. Расширять представления детей о Правилах дорожного движения для.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по ОБЖ с детьми второй младшей группы «Непослушка в гостях у ребят»Конспект НОД по ОБЖ с детьми второй младшей группы «Непослушка в гостях у ребят» Конспект НОД с детьми второй младшей группы Тема: «Непослушка в гостях у ребят» Ступицкая О. В., Будкевич О. Ю. Программные задачи: формировать.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в условиях ФГОС
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 23:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Верещагина Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД