Попкова Виктория Вячеславовна
Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках не прерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года, учитывается время пребывания ребенка в детском саду.
Публикация «Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов» размещена в разделах
Я работаю с детьми 4-5 лет (средняя группа)рассмотрим особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментах на примере моей группы.
Основные режимные моменты детского сада :
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
Задача воспитателя в этот период - вызвать у детей радостное настроение, позитивное отношение в группе, желание остаться в детском саду на весь день.
Некоторые дети и в средней группе тяжело переносят расставание с родителями поутру, поэтому я стараюсь продумать, как отвлечь малыша от грустных мыслей. Это может быть игровой приё м: «Посмотри, какая красивая кукла, она хочет, чтобы ты поиграла с ней! Давай покатаем её на лошадке» или сюрпризный: «Что за удивительный цветок появился у нас в уголке природы. Вчера его не было. Хочешь посмотреть?».Главное, чтобы ребенок понял, что в детском саду интересно, что его любят, ему рады. Большую роль играет свой эмоциональный настрой. Утренней гимнастике уделяется пристальное внимание, занимаюсь вместе с детьми и при необходимости корректирую.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Организовываю умывания постепенно, небольшими группами детей. Напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, соблюдать правила безопасности. Необходимо обратить внимание и на действия детей -они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Дети любят накрывать на стол. Вместе с детьми оцениваем работу дежурных. (все ли правильно и эстетично).Обязательно отмечаю и напоминаю о работе поваров и помощников воспитателя, напоминаю поблагодарить. Создаю у детей положительное настроение к еде. В процессе еды постоянно слежу за осанкой детей, при необходимости напоминаю детям о правильной осанке. Знакомлю детей с меню, периодически провожу конкурс»Самый чистый стол».В процессе еды постоянно контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Также в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи. Игры и детские виды деятельности и непосредственная образовательная деятельность.
В группе создаются условия для организации детьми разных видов деятельности и возможность выбора. Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно перспективному плану, в котором указаны программное содержание и цели.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Прежде чем отправиться на прогулку мы наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираем пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности. Перед одеванием я напоминаю детям правила поведения в раздевалке. В данном режимном моменте формируется у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решается широкий круг образовательных задач : название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Обращаю внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, стараюсь помочь и приобщить других детей, тем самым воспитывая желание прийти на помощь. Структурными компонентами прогулки являются:
• наблюдение,
• подвижные игры,
• труд на участке,
• самостоятельная игровая деятельность детей,
• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.
В процессе прогулки способствую организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым обучала детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у меня есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке мы следим за процессом переодевания и прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед. (смотрите пункт «Завтрак»)
Подготовка к дневному сну, сон.
Пока мы находимся на прогулке в группе происходит уборка и проветривание. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна.
Дневной сон
Задачи.
Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели. Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, потребности, ощущения холода или жары, страшный сон) адекватном поведении при внезапном пробуждении. Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения. Формирую представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развиваю умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников.
Подъем после сна, закаливающие мероприятия
Чтобы дети как следует проснулись, снова стали бодрыми и весёлыми, провожу гимнастика после сна, которая настраивает организм ребёнка на активную деятельность. Упражнения «гимнастики пробуждения» начинают в кровати (потягивания, повороты головы, движения руками и ногами, постепенно переходя к движениям более активным (ходьба, лёгкие наклоны). После сна проводим некоторые закаливающие процедуры: ходьбу по рельефным коврикам, солевым дорожкам, сухой массаж тела индивидуальными мягкими рукавичками.
Игры, самостоятельная деятельность.
В первую половину дня в работе широко использую игровые приемы. Общаясь, не только привлекаешь внимание детей, но и воспитываешь культуру поведения, формируются гигиенические навыки. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите, меня, пожалуйста», «Расскажите, где Вы были и что видели». Следует создавать условия для самостоятельной деятельности детей. Основной задачей остается формирование культурно гигиенических навыков. В работе по формированию культуры поведения использую сказкотерапию. Например: сказка «Три медведя» на новый лад, о том, как Маша заблудилась в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только Маша вошла в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А- а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает лапы, Маша учит его пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий». Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать : Чтение рассказов В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово» и других. Рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения».
Обыгрывание проблемных ситуаций. Копилка добрых дел и поступков. Загадывание загадок. Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводятся игры: «Поговорим по телефону», «Кто больше знает вежливых, добрых, ласковых слов», «Волшебное слово», «Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах». Используется чтение художественной литературы, проводятся беседы на нравственные темы, о проведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах. Для закрепления навыков проводятся конкурсы «Чистюля», «Мойдодыр», «Между мальчиками и девочками». Рассматривается с детьми образец сервировки стола. Организуется беседа, какие блюда готовит мама. Проводятся занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно пользоваться ножом». Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Подготовка к ужину, ужин.
Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак».
Игры, прогулка, уход детей домой.
Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».
Вечером в присутствии ребенка стараюсь проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Кроме информирую родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю консультации по интересующим родителей вопросам.
Каким бы ни был ребенок, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение к детскому саду.