Ирина Краснова
Особенности музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в жизни ребенка занимает музыкально-эстетическая деятельность как одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Публикация «Особенности музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Уроки музыки как в обычном детском саду, так и в коррекционных дошкольных учреждениях направлены на развитие музыкальности ребёнка, эмоционально-образной сферы, раскрытию его творческих способностей. Ознакомление детей в процессе слушания и исполнения с образцами песенного фольклора, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, детского песенного репертуара, а также целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности учащихся помогают им органично войти в мир музыки, приобщиться к духовным ценностям мировой музыкальной культуры.
Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки; развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.
Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:
- слушание
- пение
-распевки, потешки, прибаутки,
- пальчиковая гимнастика,
- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения,
-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.
Очень важным направлением в коррекционной работе является пение. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей.
Игровая деятельность остается основной на уроках музыки. Почти все дети реагируют на игру и любят играть. Игра должна соответствовать их возможностям, и тогда занятия приносят результат. Любые музыкально-ритмические игры, на которые есть отклик, начиная с «Ладушек», приносят неизменно положительный результат, служат развитию слухового восприятия, моторной координации, коммуникативных навыков.
В процессе игры достигаются цели урока. На занятиях используются разные игры: «Кот и мыши», «Репка», «Ах, медведь!», «Солнышко и дождик» на музыку М. Раухвергера, «Поезд», «На лошадке», «Оркестр» и др. Из опыта работы, хочется сказать, что пребывание ребенка на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.
Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения. Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
2. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
3. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
5. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
6. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
8. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб. : Питер,2004.