Анна Музалёва
Особенности логоритмических упражнений в системе коррекционной работы по преодолению ФФН у детей с ОНР 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи».
Волкова Г. А. определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии. Логопедическая ритмика может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией».
Публикация «Особенности логоритмических упражнений в системе коррекционной работы по преодолению ФФН у детей с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз в 1912 году впервые обосновал методику развития ритмических способностей. Им было предложено «развивать ритм как самостоятельную сущность», на основе которой - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Благодаря Волковой Г. А. в 80-х годах XX века логопедическая ритмика была выделена как наука. Исследовательница разнообразила область применения такой методики в логопедической практике, разработав чёткие методические рекомендации для всесторонней коррекции различных речевых нарушений. И таким образом логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогике.
Исходя из положений исследователей, можно сделать вывод, что развитие речи на занятиях логопедической ритмикой происходит с помощью взаимодействия слова с движениями и музыкой. Так, движение помогает детям осмыслить слово, слово с музыкой организуют и регулируют двигательную сферу. Происходит активизация их познавательной деятельности, эмоциональной сферы, дети лучше адаптируются к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и в речевой деятельности у лиц с нарушениями речи.
Перечислим основные задачи логоритмики:
- коррекционные: преодоление ведущего речевого нарушения; развитие дыхания, голоса и артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (координации и переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);
- образовательные: формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела;
- воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку, критически относится к своим движениям и речи, а так же добиваться самокоррекции.
Логоритмические занятия имеют большие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используется эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкальный темп и ритм, а также эмоциональная включенность детей дают возможность добиться общей корректности движений, их автоматизации, а затем и осознанного кинестетического и кинетического контроля.
Занятия логоритмикой способствуют развитию всех компонентов речи: слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов и так далее.
Перечислим основные требования к построению занятий логопедической ритмикой. Занятия должны проводиться регулярно и на протяжении всего учебного года. Рекомендуется их проводить два раза в неделю в утреннее время суток. Новая тема должна прорабатываться на протяжении трёх занятий с постепенной подачей изучаемого материала. Например, на первом занятии детей знакомят с новыми движениями по подражанию взрослому, дети вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекают к качеству исполнения основных движений и упражнений; по образцу взрослого дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь определёнными движениями; отвечать на вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети должны самостоятельно выполнять движения или элементы танца, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их эмоциональную насыщенность.
Так же, важнейшим условием работы на логоритмических занятиях является создание логопедом доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы, совместного творчества детей.
Главным условием для достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо учитывать возрастные, речевые и пси-хофизиологические особенности ребёнка, а так же учитывать быструю психическую и физическую истощаемость.
Объединяя дошкольников на логоритмических занятиях, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком из группы.
Игры и упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий строится постепенно. Практически это достигается оптимальным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса. Сам коррекционный курс рассчитан на два года.
Средства логопедической ритмики:
- логопедическая гимнастика, то есть упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики у детей;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, способствующие развитию плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координации движений;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмо-декламации для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения.
На логопедических занятиях максимально включают все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением.
Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Не следует забывать, что и положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов в коррекции речи.
Коррекционная работа над фонетико-фонематической стороной речи в дошкольном учреждении проводится в двух основных направлениях, которые непосредственно должны быть включены при планировании занятий логопедической ритмикой с детьми с общим недоразвитием речи III уровня: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов.
Примерная схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня строится следующим образом:
1. Вводная часть: упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.
2. Основная часть: упражнение для развития дикции и артикуляции. Упражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.
3. Заключительная часть: упражнение для развития мышечного тонуса.
Примеры упражнений используемых на логоритмических занятиях[/i]
Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.
Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:
“лошадки” - ходьба, высоко поднимая ноги,
“козы” - ходьба на пятках,
“кошки” - ходьба на носках,
“собачки” - бег.
«Вьюга»
Цель: развитие дыхания, координации слухового внимания, фонематического восприятия.
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«Паровозик»
Цель: упражнять в координации слухового внимания, речи и движения.
Под музыкальное сопровождение.
Громкая, шумная музыка: ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Спокойная музыка: остановиться и говорить «ту-тууу».
Сказка о яйце
Цель: развитие слухового внимания, координации речи с движениями, фонематического анализа.
Вот вам сказка о яйце-це-це-це (2 хлопка под музыку)
Курица сресла яйцо цо-цо-цо (поднимаем, опускаем руки)
Киска тянется к яйцу цу-цу-цу, (постукивание правой ногой об пол)
Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы (4 приседания)
Таким образом, логопедическая ритмика является коррекционной методикой и направлена она на обучение и воспитание лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логоритмика является составной частью коррекционной работы. Подводя итоги изучения теоретических положений, можно констатировать, что логоритмические упражнения, по мнению исследователей, должны положительно сказываться при коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Список литературы:
1. Аксакова Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. - СПб. : Детство-Пресс, 2009.
2. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : Изд-во «АСТ», 2008.
3. Бабушкина, Р. Л., Кислякова, О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005.
4. Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М. : Изд. Московского университета, 2001.
5. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1984. - № 5.
6. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М. : В. Секачев, 1998.
7. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
8. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: Методическое пособиеМ. : Сфера, 2010.