Ольга Петровна Гантимурова
Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности коррекционной работы с детьми после КИ
За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.
Публикация «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации» размещена в разделах
В нашем детском саду появились такие ребятишки и перед администрацией, специалистами встал вопрос о том, как помочь детям. Возникла идея объединения усилий всех специалистов, где особое внимание уделить логопедической деятельности. Нужно помочь ребенку сделать скачок в развитии, но учитывать особенности каждого и четко разделить функции логопеда и сурдопедагога. Оказалось, что сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Итак, сурдопедагог акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки, обязательно на одном лексическом и речевом материале. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий. Важно отметить, что логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (моторная, сенсомоторная алалия, дизартрия, ринолалия,и прослушать лекции специалистов данной области и ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, детей с КИ (кохлеарной имплантации). Также отмечаем, что специалисты не учат ребенка целенаправленно. каким-то словам или грамматическим правилам, а помогают осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру. Доказано, чем раньше проведена операция, тем выше результат коррекционного воздействия, потому что формирование основных процессов восприятия речи окружающих и собственной происходит как бы спонтанно, скажем естественно. Логопед должен активизировать голос ребенка и развивать артикуляционную моторику. На начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса т. е просодический компонент. Затем, работая с КИ, формируется языковой компонент речи (пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, т. е готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы и сурдопедагог и логопед работали согласованно и владели различными методиками работы с детьми с КИ. Отмечается, что в работе логопеда нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться. На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика, побуквенно -послоговое чтение, и лишь после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика или проведена поздняя операция, включаем в работу дактильные формы речи.
В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:
1. Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.
2. Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает).
3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Длительность более 5 лет. Главным, в эот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.
4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.
Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о глухом ребенке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость, самоотверженность. Вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка, поэтому все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.
Подводя итог, отмечаем огромные возможности интеграции детей с КИ в детских садах. Конечным результатом является то, что они становятся говорящими и могут жить полноценной жизнью.