Наталья Телепнева
Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время является общепризнанным, что между общим недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день существенно возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в овладении чтением.
Публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А. Н. Корнева (1995, при выявлении дислексии (специфического процесса нарушения чтения) в возрасте 5-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах - это происходит в 46% случаев. Раннее обучение чтению при коррекции речевых нарушений рекомендуется многими исследователями проблем детской речи (Р. Д. Аванесян, Л. П. Голубевой; Г. А. Каше; Н. Е. Старосельской 1985 и др.).
Процесс формирования навыка чтения на начальном этапе возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: звукопроизношение, лексико-грамматические категории, фонематического восприятия (дифференциация и различение фонем, фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи, зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв, зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв, пространственных представлений (Т. В. Ахутина, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. Д. Б. Эльконин и др.). Нарушение формирование одной или нескольких перечисленных функций является предпосылками возникновения дислексии, которое проявляется уже в дошкольном возрасте.
Процесс формирования первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитие речи строится с использованием современных методик: Т. А. Ткаченко (1997, 1999, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (1993, М. З. Кудрявцева (1995, А. Н. Корнева (2003, Р. И. Лалаева (1998) и др.). Используя в работе методики авторов, устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений чтения ведется аналитико-синтетическим звуковым методом.
В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод предупреждения нарушений чтения предлагаю разделить на три этапа:
1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез слогов, слов.
2. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ и синтез предложений.
3. Послебуквенный период. Чтение коротких рассказов, стихов, сказок.
На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приемы.
В рамках коррекционно-развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал: изучая гласные звуки, вводится образ - «девочка»; изучая согласные звуки, вводится образ - «мальчик». Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик». Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребенку трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например, разбирая слово мак, часто вместо первого звука [м] дети называют целое сочетание СГ [ма], т. к. воспринимают этот комплекс звуков как единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает, что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это умение - значит, решить одну из главных задач подготовки детей к обучению грамоте.
На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся буквы, и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твердые согласные будут различаться по цвету. Синий цвет - твердые согласные, зеленый цвет - мягкие согласные. Звонкость и глухость согласного будет обозначаться наличием или отсутствием на фишке - «рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых связок переходит в зрительный образ «колокольчик».
Данное пособие используется в рамках непосредственно-образовательной деятельности по формировонию фонетической стороны речи у детей с ОНР, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и слова из пройденных букв. Данный прием позволяет широко раскрыть все возможности звукового аналитико-синтетического метода профилактики дислексии. При обучении грамоте последовательность изучения звуков и букв строится по программе Г. А. Каше. Данная программа позволят повысить эффективность работы по предупреждению нарушений чтения.
Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.
1. Составляется предложение по специально подобранной картинке или по опорным словам. Дается правило: первое слово в предложении пишется с большой буквы в конце предложения, ставится точка. Чертится схема предложения.
2. Определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в предложении пишутся отдельно.
3. Слова в предложении делятся на слоги.
4. Выполняется полный звуковой анализ слов.
5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются связи слов в нем по смыслу.
6. Повторяется, все предложение и записывается, предварительно вспомнив правила правописания уже знакомые детям.
7. Прочитывается записанное предложение.
На послебуквенном этапе, после изучения всех букв алфавита и освоения чтения трудных слов и предложений, рекомендуется поупражнять ребенка в чтении коротких рассказов, стихов, сказок. Умение прочитать текст без предварительной подготовки - результат процесса обучения чтению. Навык слитного и выразительного чтения формируется не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных легких для понимания текстов.
На основании выше изложенного, следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи должны быть созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении нарушений чтения. Применяя его на практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Данный метод позволит создать базу для полной и значительной коррекции речевых нарушений с последующим выпуском детей в массовую школу.
Литература
1. Городилова, В. И., Кудрявцева, М. З. Чтение и письмо. - М., 1995.
2. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1971.
3. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб, 2003.
4. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.
5. Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи. – СПб, 1999.
6. Филичева, Т. Б, Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
7. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. – М., 1991.