Папки-передвижки

Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Геннадьевна Куличева
Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье описаны исторические предпосылки возникновения игры. Охарактеризовано физиологическое и психологическое развитие ребенка-дошкольника. Выявлена роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста. Определены условия успешного применения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дидактическая игра, старший дошкольный возраст, способности, развитие.

Игра - великое изобретение человек, она имеет для его биологического, социального и духовного развития огромное значение. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Так, игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. В процессе развития ребенка в дошкольном возрасте возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др. [1].

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. Возраст 3-7 лет очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

В этом возрасте игра является ведущим видов деятельности, дошкольника, а также средством его всестороннего развития и важным методом воспитания[2].

Игровая деятельность дошкольников направлена на формирование всех сторон их психической жизни, позволяет самостоятельно ставить задачи и выбирать способы их решения.

Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Сущность дидактической игры заключается в том, что ребенок решает поставленную задачу, предложенную ему в занимательной игровой форме, сам находит решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает задачу, как игровую, что в свою очередь повышает его умственную активность. Чтобы найти решение ребенку требуется сравнивать объекты, находить их сходства и различия, обобщать, делать выводы[3].

Дидактические игры удобны тем, что их можно использовать не только на специальных развивающих занятиях с детьми, но еще можно проводить в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободное от занятий время. Такие игры воспитатель или психолог могут проводить с группой детей и индивидуально с каждым ребенком[4].

Именно дидактические игры в старшем дошкольном возрасте являются эффективным средством, так как процесс игровой деятельности позволяет дошкольнику использовать воображаемые ситуации, это стимулирует мышление и воображение, которые играют значительную роль в развитии творческих способностей у детей этого возраста[5].

Дидактические игры дают возможность детям решать сложные интеллектуальные задачи в игровой форме, позволяют преодолевать сложности в обучении легко и с удовлетворением. Именно дидактические игры являются результативным средством формирования мышления у детей дошкольного возраста[6].

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

– с игрушками и предметами;

– настольно-печатные;

– словесные.

В детском саду, в старшей группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель[7].

Для успешного использования дидактических игр в практике обучения и воспитания дошкольников, следует соблюдать ряд условий:

– педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка в игре или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь, разъяснять;

– воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активному использованию обучающих, развивающих игр;

дидактическую игры лучше всего организовывать по небольшим подгруппам дошкольников, учитывая их интеллектуальные способности;

– важно заинтересовать детей игрой, используя необычный сюжет или дидактический материал;

– важно разнообразить дидактические игры, подключая самих детей к их придумыванию;

– игра не должна быть слишком сложной или слишком простой, важно, чтобы ребенок почувствовал успех в игре;

– взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об игре, об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.

Таким образом, дидактические игры при умелой их организации и правильном руководстве являются эффективным средством развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аветисян, Э. С. Развитие ребенка в дошкольном возрасте / Э. С. Аветисян // Научные вести. – 2021. – № 2(31). – С. 5-12.

2. Гильманова, Л. В. Роль дидактических игр в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Гильманова, Л. И. Гогина, Л. А. Миннигулова // Педагогический опыт: от теории к практике. – 2020. – С. 119-124.

3. Дергачева, В. О. Особенности применения дидактических игр для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Дергачева // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. – 2021. – С. 203-206.

4. Клезович, И. И. Дидактическая игра как фактор развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте / И. И. Клезович // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 78-87.

5. Корякова, Е. В. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Корякова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 2(16). – С. 77-84.

6. Мешкова, Л. Ю. Использование дидактической игры в дошкольном образовании / Л. Ю. Мешкова // Научные исследования: векторы. – 2018. – С. 76-77.

7. Неряхина, Ю. Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. Г. Неряхина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 2. – С. 81-84.

[1] Аветисян, Э. С. Развитие ребенка в дошкольном возрасте / Э. С. Аветисян // Научные вести. – 2021. – № 2(31). – С. 5-12.

[2] Клезович, И. И. Дидактическая игра как фактор развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте / И. И. Клезович // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 78-87. – EDN SXVGAI.

[3] Неряхина, Ю. Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. Г. Неряхина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 2. – С. 81-84.

[4] Дергачева, В. О. Особенности применения дидактических игр для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Дергачева // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. – 2021. – С. 203-206.

[5] Корякова, Е. В. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Корякова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 2(16). – С. 77-84.

[6] Гильманова, Л. В. Роль дидактических игр в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Гильманова, Л. И. Гогина, Л. А. Миннигулова // Педагогический опыт: от теории к практике. – 2020. – С. 119-124.

[7] Мешкова, Л. Ю. Использование дидактической игры в дошкольном образовании / Л. Ю. Мешкова // Научные исследования: векторы. – 2018. – С. 76-77.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Творческая мастерская по изготовлению дидактических игр-самоделок детьми старшего дошкольного возрастаТворческая мастерская по изготовлению дидактических игр-самоделок детьми старшего дошкольного возраста Дошкольника надо приобщать к созидательному труду по изготовлению игрушек, поделок, вещей, игр. Это удивительно развивающая и полезная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 08:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Геннадьевна Куличева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД