Светлана Геннадьевна Куличева
Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье описаны исторические предпосылки возникновения игры. Охарактеризовано физиологическое и психологическое развитие ребенка-дошкольника. Выявлена роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста. Определены условия успешного применения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: дидактическая игра, старший дошкольный возраст, способности, развитие.
Игра - великое изобретение человек, она имеет для его биологического, социального и духовного развития огромное значение. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Так, игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых.
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. В процессе развития ребенка в дошкольном возрасте возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др. [1].
Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. Возраст 3-7 лет очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
В этом возрасте игра является ведущим видов деятельности, дошкольника, а также средством его всестороннего развития и важным методом воспитания[2].
Игровая деятельность дошкольников направлена на формирование всех сторон их психической жизни, позволяет самостоятельно ставить задачи и выбирать способы их решения.
Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Сущность дидактической игры заключается в том, что ребенок решает поставленную задачу, предложенную ему в занимательной игровой форме, сам находит решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает задачу, как игровую, что в свою очередь повышает его умственную активность. Чтобы найти решение ребенку требуется сравнивать объекты, находить их сходства и различия, обобщать, делать выводы[3].
Дидактические игры удобны тем, что их можно использовать не только на специальных развивающих занятиях с детьми, но еще можно проводить в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободное от занятий время. Такие игры воспитатель или психолог могут проводить с группой детей и индивидуально с каждым ребенком[4].
Именно дидактические игры в старшем дошкольном возрасте являются эффективным средством, так как процесс игровой деятельности позволяет дошкольнику использовать воображаемые ситуации, это стимулирует мышление и воображение, которые играют значительную роль в развитии творческих способностей у детей этого возраста[5].
Дидактические игры дают возможность детям решать сложные интеллектуальные задачи в игровой форме, позволяют преодолевать сложности в обучении легко и с удовлетворением. Именно дидактические игры являются результативным средством формирования мышления у детей дошкольного возраста[6].
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
– с игрушками и предметами;
– настольно-печатные;
– словесные.
В детском саду, в старшей группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель[7].
Для успешного использования дидактических игр в практике обучения и воспитания дошкольников, следует соблюдать ряд условий:
– педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка в игре или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь, разъяснять;
– воспитателям и родителям важно пробуждать у детей интерес и желание к активному использованию обучающих, развивающих игр;
– дидактическую игры лучше всего организовывать по небольшим подгруппам дошкольников, учитывая их интеллектуальные способности;
– важно заинтересовать детей игрой, используя необычный сюжет или дидактический материал;
– важно разнообразить дидактические игры, подключая самих детей к их придумыванию;
– игра не должна быть слишком сложной или слишком простой, важно, чтобы ребенок почувствовал успех в игре;
– взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об игре, об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
Таким образом, дидактические игры при умелой их организации и правильном руководстве являются эффективным средством развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Аветисян, Э. С. Развитие ребенка в дошкольном возрасте / Э. С. Аветисян // Научные вести. – 2021. – № 2(31). – С. 5-12.
2. Гильманова, Л. В. Роль дидактических игр в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Гильманова, Л. И. Гогина, Л. А. Миннигулова // Педагогический опыт: от теории к практике. – 2020. – С. 119-124.
3. Дергачева, В. О. Особенности применения дидактических игр для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Дергачева // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. – 2021. – С. 203-206.
4. Клезович, И. И. Дидактическая игра как фактор развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте / И. И. Клезович // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 78-87.
5. Корякова, Е. В. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Корякова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 2(16). – С. 77-84.
6. Мешкова, Л. Ю. Использование дидактической игры в дошкольном образовании / Л. Ю. Мешкова // Научные исследования: векторы. – 2018. – С. 76-77.
7. Неряхина, Ю. Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. Г. Неряхина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 2. – С. 81-84.
[1] Аветисян, Э. С. Развитие ребенка в дошкольном возрасте / Э. С. Аветисян // Научные вести. – 2021. – № 2(31). – С. 5-12.
[2] Клезович, И. И. Дидактическая игра как фактор развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте / И. И. Клезович // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 78-87. – EDN SXVGAI.
[3] Неряхина, Ю. Г. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. Г. Неряхина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 2. – С. 81-84.
[4] Дергачева, В. О. Особенности применения дидактических игр для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Дергачева // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. – 2021. – С. 203-206.
[5] Корякова, Е. В. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Корякова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 2(16). – С. 77-84.
[6] Гильманова, Л. В. Роль дидактических игр в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Гильманова, Л. И. Гогина, Л. А. Миннигулова // Педагогический опыт: от теории к практике. – 2020. – С. 119-124.
[7] Мешкова, Л. Ю. Использование дидактической игры в дошкольном образовании / Л. Ю. Мешкова // Научные исследования: векторы. – 2018. – С. 76-77.