Елена Чугаева
Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье»
Исследование проводилось в детском саду г. Перми.
Выборка составила: 35 мальчиков и 35 девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье; контрольная группа: 35 мальчиков и 35 девочек, воспитывающихся в полной семье; 25 мам, живущих одиноко, 25 мам, живущих с мужьями.
В исследовании использовались методики:
1. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)
Публикация «Особенности индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
2. Методика «Секрет», детский вариант социометрической методики Дж. Морено, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской, адаптированный Т. А. Репиной.
Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детского сада, так как в социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения.
3. Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств: доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)
Цель: выявление отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, взаимоотношений с другими членами семьи и место в ребенка в семье.
5. Опросник «АСВ» для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет
Цель: определение стиля семейного воспитания.
Методы математической обработки эмпирических данных
1. Сравнительный анализ средних показателей индивидуальности. Метод t – критерий Стьюдента (выявление различия в выраженности показателей индивидуальности старших дошкольников);
2. Корреляционный анализ Пирсона (выявление взаимосвязей показателей свойств индивидуальности);
3. Факторный анализ (выявление структуры свойств индивидуальности)
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей, а ведь неполная семья это один из основных социально-демографических типов современной семьи.
«Индивидуальность» человека всегда рассматривается во взаимосвязи с понятием личности. Индивидуальность человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определяемую взаимодействием множества условий (В. С. Мерлин). Особенности индивидуальности детей определяются средовыми факторами, опосредующими связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности : общая семейная среда, индивидуальная среда, которую выбирает ребенок, значимая среда, которая в данном возрасте выполняет наиболее существенную функцию (Баландина Л. Л. 2003). Воспитание ребенка в неполной семье – это нормальное воспитание, но осуществляется оно в трудных условиях (Носкова М. В. 2009).
Эмпирические данные этого исследования позволяют сделать выводы:
1. Мальчики, воспитывающиеся в полной семье склонны к лени, импульсивны, часто проявляется ревность к младшим сиблингам, также склонны к демонстративности и честности. Мальчики довольно часто неуверенны в себе, у них не очень много друзей в группе сверстников.
Девочки, воспитывающиеся в полной семье импульсивны, в поведении может проявляться агрессия, но при этом они трудолюбивы (в основном у девочек, имеющих младших сиблингов) и пользуются успехом в группе сверстников.
2. Мальчики из неполной материнской семьи являются трудолюбивыми, склонными к обману, интересными в общении со сверстниками. Мальчики часто проявляют злость и неуверенность в себе. У мальчиков ярко выражен интерес к окружающему миру, они достаточно долго принимают решение в различных ситуациях, остро ощущают семейную обстановку.
Девочки же из неполной материнской семьи импульсивны, демонстративны в поведении, но при этом добры и отзывчивы. Девочки отличаются жизнелюбием, они часто тревожны и склонны считать себя незначимыми в семье. Девочки отличаются замкнутостью и слабостью контактов в группе со сверстниками. Семейную ситуацию принимают такой, какая она есть.
3. Выявлено, что большинство свойств индивидуальности мальчиков, воспитывающихся в неполной материнской семье взаимосвязано с эмоциональной сферой, тогда как большинство взаимосвязей свойств индивидуальности девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, в показателях нравственных качеств. Можно предположить, что на формирование нравственных качеств у девочек влияет отсутствие отца в семье. Анализ схожих взаимосвязей показателей в группах мальчиков и девочек из неполных материнских семей выявил, что схожих взаимосвязей нет. Таким образом, особенности взаимосвязи свойств индивидуальности мальчиков и девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье различны.
4. Выявленная структура свойств индивидуальности у мальчиков и девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, показала, что содержание факторов в структуре свойств индивидуальности старших дошкольников, воспитывающихся в неполной материнской семье, имеют общие факторы и специфичные.
5. Анализ типов воспитания матерью ребенка в полной и неполной материнской семье показал, что в неполной материнской семье матери используют различные стили в воспитании (от либерального до демократического). Это говорит о неустойчивости воспитания в неполной материнской семье. В полной же семье, мать очень часто не выставляет жестких требований к ребенку, скорее всего их выставляет отец. Таким образом, стиль воспитания детей в полной и неполной материнской семье различен.
Таким образом, успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней. Мать должна выполнять свои материнские функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Действительно, на особенности свойств индивидуальности ребенка влияют и состав семьи, и взаимоотношения в семье, и окружающая ребенка среда.
По результатам эмпирических данных можно спланировать деятельность воспитателя во взаимодействии с родителями дошкольников.
Примерные темы для родительских собраний в детском саду:
1. Свойства индивидуальности старших дошкольников.
2. Труд из человек сделал ЧЕЛОВЕКА.
3. Формирование нравственных качеств у старших дошкольников.
4. Особенности развития детей в полных и неполных семьях.
5. Стиль воспитания. Что это такое?
6. Семья и ребенок.