Дубровина Ирина
Особенности игровой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игровой деятельности старших дошкольников
Большое значение игра имеет в старшей группе детского сада, на пороге школьной жизни, когда воспитателю необходимо не только обучать, развивать и воспитывать, но и готовить своих подопечных к вхождению в совершенно новый коллектив, поиску своего места в нём. Наиболее полезны для образовательной работы в этот период такие особенности игровой деятельности :
Публикация «Особенности игровой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
• Игра всегда свободна. Ребёнка можно заставить изображать игровой процесс, но это будет не игра, а её имитация. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) право детей на свободный выбор игр и других видов деятельности является одним из главных принципов, на которых строится образовательный процесс. Признавая это право, педагог проявляет уважение к воспитанникам, показывает, что ему важно их мнение и желание. Таким образом, он на личном примере учит ребёнка уважать и себя, и окружающих, прислушиваться к мнению другого и отстаивать собственное.
• Игра расширяет и дополняет реальность. Дети — непревзойдённые выдумщики и фантазёры, но этот талант дан им не напрасно. Благодаря своей удивительной фантазии ребята постоянно мысленно создают и изменяют ситуации, «примеряют» их на себя и выбирают те виды деятельности и отношений, которые приходятся им по душе. Умело руководя ходом игры, педагог даёт детям положительные модели поведения, способствует формированию важных жизненных компетенций (как вести себя в обществе, взаимодействовать с людьми, проявлять свои лучшие качества, успешно осваивать новые знания и навыки). Умение быстро «вживаться» в различные ситуации, полученное в играх, поможет первоклассникам быстрее принять и полюбить школу, учителя, новых товарищей, изменившийся распорядок.
• Игра предполагает творчество. Свобода и фантазия способны раскрыть таланты ребёнка, побудить его проявить себя в рисовании (он изображает любимых героев, себя в игре, своих друзей, интересные события, словотворчестве (дошкольник придумывает несуществующие названия предметов, живых существ, музыкальной и театрализованной деятельности (обыгрывание любимых песенок, стихов, сказок, мультфильмов, участие в детских концертах, исполнение ролей в постановках). Такая деятельность не будет основной в школе, но прекрасно дополнит обучение, позволит детям получить эмоциональную разгрузку, участвуя в различных кружках и студиях, проявить себя, свои способности.
Если связь между школой и детским садом налажена, о талантах будущего школьника учителю может сообщить педагог ДОУ, но возможен и другой вариант: информацию об успехах ребёнка в том или ином виде творчества воспитатель вносит в портфолио каждого малыша, а потом портфолио передают учителю. Там же отображают сведения об успехах ребёнка в математике, изучении основ грамоты, повышенном интересе к природе или окружающему миру, что тоже раскрывается в игре.
• Любая игра предполагает наличие правил, скрытых или явных, договорённостей, условий. Если их не соблюдать, игра попросту развалится. Поэтому она учит ребёнка соблюдать общие интересы, подчинять своё поведение правилам, и старшим дошкольникам это удаётся. Некоторые дети не только умеют соблюдать установленные правила, но и придумывают свои. Это свидетельствует как о высоком уровне игровых умений, так и об организованности, развитом интеллекте, лидерских способностях. Стоит ли говорить, как полезны будут эти качества в школе и взрослой жизни.