Виктория Николаевна Остапенко
Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями звукопроизношения, бедности экспрессивной речи, и в некоторых случаях на задержки речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Из этой категории впоследствии выделяются дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи». Основными признаками данных речевых отклонений является выраженная дефицитарность словаря ребенка и позднее появление фразы, предпосылки к дефектному звукопроизношению. Ранний возраст - период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода - овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Публикация «Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ранний дошкольный возраст в жизни детей имеет особое значение : обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития, которых не будет ни в одном из последующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Таким образом, чем раньше начата логопедическая работа, тем скорее удается обучить ребенка речи. Это объясняется, прежде всего, тем, что чем младше ребенок, тем меньше замечает он свой дефект, и тем меньше стесняется своей речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь старшего дошкольника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Без специальной работы обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в массовой школе становится затруднительным; кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след в развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего, это активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 2-х до 3-х лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:
-ухудшение экологической обстановки,
-дефицит йода и фтора,
-патологии беременности,
-родовые травмы,
-ослабленное здоровье детей,
-недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:
-неблагоприятное речевое воспитание ребенка,
-снижение речевой культуры общества в целом.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора, компьютера, других гаджетов, постепенно перестает нуждаться в общении с взрослыми. Книги (а уж тем более чтение ребенку вслух) уже давно перестали быть частью онтогенетического процесса. Ребенок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Характер нарушений произносительной стороны речи детей, выявляемый в ходе логопедической диагностики, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза (г, х, т, д) смягчение согласных, межзубные, боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха. Из опыта работы могу сказать, что отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.
Если ребенок испытывает трудности взаимодействия с близкими, то мотивация к речевому общению, закономерно, будет низкая или снижена.
Таким образом, раннее обращение родителей к специалисту логопеду способствует более эффективной и результативной коррекции речевых нарушений.