Шукшина Антонина
Особенности и нормы речевого развития у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей.
Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы взрослых или когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок, но и просто ради вербального общения.
Публикация «Особенности и нормы речевого развития у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К двум годам нормой малышей является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если ребёнок не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.
После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.
Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.
Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребё нок должен уметь:
• Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
• Здороваться и прощаться.
• Составлять предложения из 2-4 слов.
• Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
• Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).
Не так уж сложно помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Попробуйте поиграть с ребёнком. Например, рассказывая ритмичные стишки совершайте параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).
При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.
Нельзя не напомнить родителям какой вред наносят развитию речи малышей телефоны, уже в годовалом возрасте дети сидят со смартфонами в руках. Можно понять родителей, которые дают ребёнку телефон, чтобы иметь возможность заняться своими делами или немного отдохнуть. Но когда ребёнок не берёт в руки никакие другие игрушки, часами смотрит видео и нажимает на кнопки, то у него нет потребности общаться с внешним миром. Отсюда и замедление речевого развития. Уделяйте своим малышам больше времени играйте с ними, рассказывайте сказки, больше времени проводите на свежем воздухе, разговаривайте и тогда возможно вашему ребёнку не потребуется помощь логопеда.
Игры для развития речи
«Дудочка и свистулька»
Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.
«Кто дольше?»
Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.
«Повторяй за мной»
Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
«Голоса животных». Игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображё нное животное и вспомнить издаваемые им звуки:
• петух — кукарекает (кукареку);
• гусь — гогочет (га-га-га);
• утка — крякает (кря-кря);
• индюк — кулдыкает (кулды-кулды);
• ворона — каркает (кар-кар);
• воробей — чирикает (чирик-чирик);
• филин — ухает (уху-уху);
• кошка — мяукает (мяу-мяу);
• собака — лает (гав-гав);
• коза — блеет (ме-е-е);
• кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю);
• корова — мычит (му-у-у);