Ольга Козлова
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.
Публикация «Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Создание системы психологического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения в образовательных организациях призвано решить проблемы обучающихся, испытывающих различные трудности в процессе школьного обучения.
О необходимости корригирования познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии написано и сказано достаточно много, и, конечно же, все мы осознаем важность и необходимость в подобной работе с данной категорией детей. Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии имеет важное значение, и не уступает по важности коррекции познавательной сферы ребенка.
Под избыточной информацией, часто негативного содержания, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И поэтому часто на трудности в обучении в образовательном учреждении, на проблемы в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом, повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой сферы. Под «эмоциональной незрелостью» понимается крайняя изменчивость и неустойчивость эмоциональных реакций.
Как показывает практика, эмоции влияют на все компоненты познания: воображение, ощущение, память, восприятие и мышление. Ребенок с эмоциями, например, радости, интереса, все вокруг себя воспринимает положительно, а ребенок с отрицательными эмоциями (страх, тревога, раздражительность, замечает вокруг себя только негативные события и тем самым усиливает свои отрицательные эмоции. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности ребенка. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна.
Таким образом, формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:
- поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
- социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
- коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
- интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому во время групповых и индивидуальных занятий, педагог-психолог должен использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.
На первых занятиях с психологом, часто у детей проявляется эмоциональная напряженность, тревожность, некоторая замкнутость, настороженность и закрытость. Поэтому в течение 2-3 занятий нужно помочь детям адаптироваться и снять данное напряженное состояние. Такое состояние можно снять, используя сочетание арт-терапии, сказкотерапии со специальными играми и упражнениями с музыкальным сопровождением или без него. Например, в начале занятия можно использовать различные игры на знакомство или упражнения для развития доверия и взаимопонимания в группе. Например, упражнения «Перышко» и «Как летит листочек», способствуют снизить напряжение, которое присутствует в начале занятия. Использование элементов арт-терапии, например, пальцевая живопись, «кляксография», которая способствует самовыражению ребенка. Возможно использование заданий «Рисование на заданную тему» («что вызывает положительные эмоции или отрицательные»). Также на занятиях можно использовать рисование по точкам, «дорисуй картинку», рисование основных геометрических фигур и используя их рисовать животных, растения или предметы (домик, котенка, дерево). На коррекционно-развивающих занятиях, также можно использовать упражнение «Нарисуй свои эмоции в цвете», то есть задавать ребенку определенное настроение (радость-грусть, веселье-печаль, гнев-счастье и т. д.) или просить детей нарисовать то состояние, которое они испытывают в начале или в конце занятия.
При коррекции эмоционально-волевого развития данной категории детей будут полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, используя при этом следующие задания, «Я очень хороший», «Мышеловка», «Смелая мышка», «Зеркало» и другие. Также упражнения для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний «Угадай эмоции», «Собери эмоции – разрезные картинки».
Также на занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы корригирующий эффект дают :
• упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»);
• средства библиотерапии (обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»);
• средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т. д.);
• психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой).
При построении и проведении занятий следует учитывать утомляемость обучающихся, поэтому рекомендуется в течение занятия менять виды деятельности, а также четко соблюдать время проведения занятия. На протяжении занятия педагог-психолог помогает детям выполнять упражнения, а также сам дает эмоциональные реакции на происходящее, поэтому постепенно ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Все это позволяет ребенку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребенка.
Список литературы:
1. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008. – 400с.
3. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
4. Горячева Наталья. Экология души. //Школьный психолог. 2003.№23.
5. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 - №3 февраль - с. 16-17
6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000.
7. Чистякова М. И. Психогимнастика/По ред. М. И. Буянова. -М. : Просвещение: ВЛАДОС,2000.