Екатерина Феоктистова
Особенности гендерного воспитания «Принцы и принцессы»
▼ Скачать
Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные особенности в социальном контексте. Проблема полового воспитания девочек и мальчиков, то есть будущих женщин и мужчин в образовательном процессе уделялось слишком мало внимания. Но сейчас все изменилось. Полоролевое (гендерное)воспитание-это формирование у детей эталонов настоящих мужчин и женщин, необходимые для нормальной и эффективной социализации личности.
Публикация «Особенности гендерного воспитания „Принцы и принцессы“» размещена в разделах
Под «гендером» понимается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности и включает в себя социальные,психологические и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами). Психологи доказали, что к двум годам ребенок начинает понимать кто он- девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики-мужчинами.
Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей «вообще», а не мальчиков и девочек того ил иного возраста.
Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая бытовая «совместимость» мальчиков и девочек в наших детских садах: режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. При этом воспитывают девочек и мальчиков чаще всего женщины педагоги в детском саду,а дома-мамы и бабушки.
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец или гувернер. Опыт народно педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение на просто к маленькому ребенку, а к девочке или мальчику.
Спи, Ванюша.
Спи родной.
Спи, Ванюша,
Спи, усни.
Не вздымай головы.
Бай, да люли
Будет пора,
Да разбудим тебя.
Спи, спи, усни, будешь большой,
Будешь рыбку ловить, тетерку ловить,
Будешь лес рубить, татку, мамку кормить.
Маша в гости приглашала,
Маша в гости зазывала.
Приходи, Ванюша,
Приходи, Петруша,
А, Никитушка-ну, пожалуйста!
Маша деток привечала, Маша деток угощала;
Вот Ванюше блинчик
Вот Петруше блинчик,
А Никитушке-мятный пряничек!
В соответствии с тем кому адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику прогнозируется их будущее. Труд девочек в основном связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды. А мальчиков- с охотой, рыбалкой, уходом за домашними животными.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Физиологи, психологи, педагоги считают дошкольный возраст асексуальным, в котором половые гормоны не влияют на развитие ребенка. Но именно в этом возрасте формируются основы моральных установок мужчин и женщин. Поэтому начинать работу нужно как можно раньше.
Работа с детьми должна быть направлена на решение следующих задач:
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе;
-формировать у детей младшего дошкольного возраста первоначальные представления о семье, родственных отношениях, традициях;
-обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках,об особенностях их внешнего вида, половых особенностях;
-развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих;
-углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Для того, чтобы реализовать эти задачи необходимо понимать, чем же отличаются мальчики от девочек. Давайте разберемся:
Важно, в процессе взаимодействия специалистов ДОУ с родителями
содействовать осознанию их роли в гендерном воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста.
При организации различных видов деятельности осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к девочкам и мальчикам