Светлана Нааб
Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»
Автор: Нааб Светлана Николаевна
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Большое количество детей поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.
Понятие словарной работы
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицей языка является его значение.
Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью.
Одной из главных задач словарной работы является обогащение. Расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов ( глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т. п. или глаголы обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложения. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются.
Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте. В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:
• Занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.).
• Занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями).
• Занятия, где задачи словарной работы решаются в процессе обобщений и формирования понятий.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок. Основным приемом обучения монологической речи на начальном этапе является приё м совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. На следующем этапе ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно – разговорной форме.
Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д., детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучения связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.
Возрастные особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Возрастная категория детей Возрастные категории
1 младшая группа Количество понимаемых слов значительно возрастает. Дети начинают понимать не только инструкции, но и рассказы взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей, осваиваются основные грамматические структуры, пытаются строить предложения.
2 младшая группа Интенсивное развитие речи. Определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используют слова определения. Знают назначение основных предметов. Понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Слушают сказки и рассказы. Выполняют двухсоставную инструкцию (дай мне красный кубик и голубой шар).
Средняя группа Речь в целом становится чище, отчетливее, возрастает речевая активность детей, они все чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью, рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения состоящие из 10 и более слов). Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
Старшая группа К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его речь становится выразительнее. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная монологическая речь. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
Подготовительная группа К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Свободно пользуется монологической речью, раскрывает содержание картин, описывает окружающие предметы. Все это даёт возможность ребенку при поступлении в школу овладевать программным материалом.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Возрастная категория детей Задачи Содержание
1 младшая группа Запоминание новых слов, падежей. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
2 младшая группа Усвоение числительных, счёта, выработка правильного произношения. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
Средняя группа Усвоение правильности использования глаголов, времени, умение согласовывать. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
Старшая группа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи, диалогической и монологической форм). Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Подготовительная группа Изучение новых слов и умений мыслить аналитически. Дидактические игры на усвоение сложных форм.