Ольга Суркова
Особенности формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольного периода является социализация ребенка и значимая ее часть – формирование коммуникативно-речевых умений ребенка, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми. Старший дошкольный возраст важный период для развития у них коммуникативно-речевых умений в процессе общения и взаимодействия с окружающим миром.
Публикация «Особенности формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Детей старшего дошкольного возраста можно назвать активными носителями и субъектами коммуникативной деятельности. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т. д.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
В связи с этим можно выделить несколько параметров формирования коммуникативно-речевых умений. К ним относятся:
– социальная чувствительность – способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них;
– коммуникативная инициатива – умение обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить;
– эмоциональное отношение, которое складывается по отдельности к каждому ребенку, в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.
В процессе взросления ребенка выделяются некоторые особенности изменения коммуникативной деятельности. Так, М. И. Лисина отмечает, что если у детей младшего дошкольного возраста главную роль в общении играют выразительные и практические операции, то к старшему дошкольному возрасту ведущую роль начинает играть речь.
Отметим также, что развитие коммуникативно-речевых умений осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной и интеллектуальной которые неотделимы друг от друга. Формирование коммуникативно-речевых умений должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д.
Процесс формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от поведения его родителей. Для ребенка это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Ребенок копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень развития его коммуникативно-речевых умений зависит и от самих родителей.
Взрослый всегда является своеобразным образцом поведения для детей. Организуя взаимодействие со сверстниками, дошкольник руководствуется тем содержанием, теми нормами, правилами и способами поведения, которых придерживаются взрослые, находящиеся в тесном взаимодействии с ребенком. Таким образом, взрослые должны в первую очередь сами обладать набором развитых коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативно-речевые умения - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова)
Следовательно, коммуникативно-речевые умения - это те умения, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации и речи нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Коммуникативно-речевые умения будут формироваться успешно, если: обеспечивается поэтапность работы, предусматривающая ознакомление детей с коммуникативными умениями и новыми способами действий, усвоение полученных знаний и умений в практической репродуктивной деятельности, активизацию и совершенствование имеющихся способностей. При этом необходимо создать такие условия, в которых бы ребенок понимал значимость формирования данных качеств, для осуществления полноценного процесса общении и взаимодействия с окружающими его близкими.