Ольга Беляева
Особенности формирования графических навыков у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этом периоде формируются качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
В настоящее время все чаще говорится о том, что не так уж и важно учить детей полноценным графическим навыкам, вырабатывать почерк. Всеобщая компьютеризация постепенно вытесняет необходимость в умении хорошо писать. Эта проблема еще требует
Публикация «Особенности формирования графических навыков у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
тщательного рассмотрения. Однако понимание того, что графический навык представляет собой сложное речерукодвигательное действие, с одной стороны, речевое
(интеллектуальное, а с другой – двигательное, свидетельствует о том, что игнорирование развития данного навыка у детей может отрицательно сказаться не только на овладении письменной речью, но и на развитии личности ребенка в целом. Недостаточность ручной моторики влияет у человека на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет решение сложных математических задач. Каллиграфия делает человека более цельным. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление [2].
К сожалению, у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская и т. д., посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР, отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма. Среди таких особенностей можно выделить :
- качественно-динамическое своеобразие гностических процессов и недоразвитие зрительно - пространственной функции;
- некоторые особенности психомоторного развития;
- недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
- отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушения регуляции произвольных движений;
- снижение объема кратковременной и долговременной памяти;
- недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания и т. д.)
- общее снижение мотивации деятельности.
Одна из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми ЗПР – РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, так как графические навыки и умения являются важной составляющей при обучению ребенка рисованию и элементарному письму.
Важной особенностью обучения детей с ЗПР является комплексный подход, который должен включать в себя несколько направлений:
- диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнения его стартовых возможностей и определения условий обучения;
- установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке;
- взаимодействие с невропатологом для осуществления контроля за состоянием здоровья;
- построение занятий и отбор материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- построение занятий по комбинированному принципу, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько разноплановых задач развития, воспитания и обучения;
- проведение дифференцированного обучения;
- построения обучения по концентрическому принципу;
- использование игровой мотивации на всех занятиях;
- контроль психофизической нагрузки как по интенсивности и продолжительности, так и по последовательности заданий.
Методика формирования графических умений у детей с ЗПР имеет свои особенности.
Важно уже то, что дошкольники еще не имеют негативного опыта рисования; педагог сразу формирует правильный навык, а не переделывает уже сложившийся неправильный двигательный стереотип захвата карандаша и не правильных изобразительных движений.
На начальном этапе, для повышения интереса к изобразительной деятельности, педагог предлагает детям рисование пальцем, мелками, фломастерами. Они оставляют более яркий след и не требуют тонкой регуляции мышечного напряжения. Кроме того, мелки и фломастеры толще, чем карандаш, что облегчает формирование правильного их захвата у той части детей, у которых отмечается психофизический инфантилизм, при котором отстает и физическое развитие.
При обучении графическим умениям детей с ЗПР рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Ребенок может приступать к выполнению графического задания только после того, как у него сформируется положительное эмоциональное отношение к деятельности и педагог будет в этом абсолютно уверен.
2. Перед выполнением графического упражнения необходимо провести пальчиковую гимнастику и упражнения для активизации внимания.
3. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правильную позу, сидя за столом, положение рук, правильный захват карандаша.
4. При выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.
5. Ребенок должен выполнить серию однотипных упражнений.
6. Выдерживать длительность графического упражнения 3-4 мин.
7. При индивидуальной работе с детьми с низкими графическими возможностями и отказными реакциями работа должна строиться по принципу «педагог+ребенок».
8. Необходимо соблюдать определенную последовательность действий при формировании нового графического навыка.
9. После выполнения графического задания необходимо встать из-за стола и провести двигательную разминку или релаксационное упражнение.
Обучение строится поэтапно. Прохождение всех этапов является обязательным условием для всех детей, так как только в этом случае обеспечивается системность усвоения знаний и навыков. Использование приобретенных графических умений должны закрепляться в новых более сложных графических заданиях, развиваться на занятиях по рисованию, в свободной деятельности в детском саду и дома.
Литература:
1. Касицына М. А. «Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР» Москва, 2016г.
2. Добровинский Е. Человек без почерка // Деловой Петербург. – № 235 от
17.12.2007.