Анна Касаткина
Особенности физического воспитания и развития дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, по определению П. Ф. Лесгафта - это коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.
Публикация «Особенности физического воспитания и развития дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Воспитательная роль семьи велика. На родителей, как отмечает Е. С. Вильчковский, возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.
Физическое воспитание имеют большое значение для семьи. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активности и инициативе. Этому способствует тесное эмоциональное общение между детьми и взрослыми в различных ситуациях, их естественно - происходящая совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных программ, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, позитивному поведению своих родителей и семейной жизни. В связи с этим авторы А. В. Жигальцова, Т. Ю. Ковтун основными компонентами успеха занятий спортом в семье определяют личный пример родителей, здоровый образ жизни, совместные занятия физкультурой, совместное катание на лыжах, коньках, санях, различные игры. Родители показывают, объясняют, как выполнить упражнение, поддерживают и способствуют развитию знаний, двигательных умений и навыков, мониторинга благополучия детей.
Цель физического воспитания детей в семье согласно позиции А. В. Жигальцовой, Т. Ю. Ковтуна, это - последовательное физическое совершенствование, чтобы они были готовы к жизни. Это означает, что необходимо убедиться, что дети здоровы и не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом необходимо следить за оздоровительной ориентацией, всесторонним личностным развитием и связью занятий спортом с другими видами деятельности. Оздоровительная ориентация выражается, прежде всего, в соответствии со средствами и методами занятий спортом различных периодов детства. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимых пределов способствует задержке роста и развития и снижает работоспособность и приспособляемость развивающегося организма. Поэтому обязанность родителей - укреплять здоровье ребенка и обеспечивать благоприятное развитие организма ребенка в будущем.
Для нормального развития и оздоровления, по мнению Ю. И. Медведева, должны быть созданы оптимальные условия: режим, отвечающий требованиям гигиены, воспитательная работа по развитию движений:
Во-первых, родители должны следить за тем, чтобы в соответствии с правилами гигиены они постоянно создавали благоприятные условия для роста и развития еще незрелого организма ребенка. Родители должны стремиться к созданию наиболее благоприятных гигиенических условий, к использованию природных факторов природы (солнца, воздуха, воды). Необходимо следить за чистотой мест, где дети отдыхают, учатся, спят. Комната, в которой находится ребенок, должна быть чистой и светлой, комната должна быть проветриваемой. В то же время вы всегда должны помнить, что личный пример - один из самых сильных методов воспитания.
Во-вторых, поза детей требует особого внимания. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок привык правильно сидеть за столом, спать в свободном положении, больше играть с мячом, обручем, скакалкой. Ребенок с хорошей осанкой стоит и ходит свободно, без чрезмерного напряжения.
Говоря о физическом развитии детей, нельзя не упомянуть о питании. Пища должна быть здоровой и разнообразной.
Как отмечает Е. В. Шитова, родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, упражнения и игры на открытом воздухе являются необходимым дополнением к занятиям физкультуры в домашних условиях. Достаточный двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность детей в движении. Ежедневные физические упражнения улучшают здоровье и физическое развитие. Одновременно организм развивает способность приспосабливаться к различным требованиям изменяющейся среды.
Виды физических упражнений разнообразны. При этом они должны создавать у детей эмоциональное настроение, это помогает улучшить самочувствие, помогает преодолеть беспокойство и неуверенность в себе. Если ребенок боится переступить канавку на уложенной доске, мать ободряет его, улыбается, подает ему руку помощи, и ребенок решительно делает шаг.
Однако дети не должны быть перегружены. Правильная физическая подготовка обеспечивает своевременное приобретение двигательных навыков, навыков, необходимых для повседневной практической деятельности, а также способствует развитию навыков, скорости, силы и гибкости детей. Решение проблем физкультуры сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.
Народная поговорка гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Ребенок со слабым здоровьем плохо запоминает стихи, рассказы, мало интересуется окружающим миром. Физическое воспитание помогает умственному развитию детей, повышает работоспособность. Посредством физических упражнений, игр дети знакомятся с многообразием мира, познают свойства предметов, их значение. Так на просьбу: как птицы машут крыльями, дети охотно подражают, или, поиграем как мяч - дети стараются подпрыгнуть выше. А в игре «Наседка и цыплята» дети узнают, что цыплят маленьких водит мама - курица.
Неотъемлемую часть физического воспитания по С. Б. Шармановой, составляют прогулки, экскурсии. Это не простое гуляние по саду или площадке, а выход за пределы двора, дети любят гулять с родителями, они радуются. Сообщают, что и где видели. Прогулки хорошо проводить вблизи стадионов, спортивных площадок. Необходимо чтобы даже небольшая прогулка была содержательной, чему-нибудь научила ребенка, в чем-то оказала свое воспитывающее действие.
Родителям следует использовать склонности детей к самым различным видам движений. Устойчивый преимущественный интерес к избираемому, любимому виду спорта формируется путем знакомства с физическими упражнениями, близкими по технике и условиям применения к различным видам спорта: футбола, гимнастике, баскетбола, все это закладывается в раннем возрасте. Дети должны убедиться в том, что их интерес к спорту поддерживается, что родители вникают во все мелочи их занятий.
Спортивные секции не всегда могут быть доступны семье, например, из-за занятости взрослых, дальности расстояния от ближайшей группы, каких-либо других причин. При желании родителей это не может быть помехой для организации дома спортивных занятий с дошколятами. С этой целью С. Б. Шарманова выделяет следующие виды занятий:
1. Командные семейные игры, особенно в семьях с несколькими детьми. Играть в волейбол, футбол, хоккей всей семьей нравится детям, помогает развивать у них координированные движения, стремление к успеху.
2. Отлично подойдут для этой же цели утренние или вечерние пробежки всей семьей по аллеям парка.
3. Великолепным видом спорта могут стать семейные лыжные прогулки, которые доступны детям уже с раннего возраста. Специалисты рекомендуют подбирать длину лыж с превышением роста ребенка на 7 см, а палки чуть ниже плеча. Также нужно подготовить одежду, которая не будет мешать движениям. Соблюдение простых правил приобщит ребенка к лыжному спорту, доставляя ему удовольствие.
4. Купание в открытых водоемах летом. В это время с детками можно организовать водные игры, предложить хождение босиком по песку или гладким камешкам, что служит закаливающим средством.
5. Для спортивных занятий предлагается катание на коньках зимой и велосипеде летом. Они помогают укрепить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшают физическое состояние крохи.
6. Хорошим средством физического развития могут стать турпоходы в близлежащий парк или лес, причем на любом возрастном этапе дошкольника. С детьми раннего возраста это прогулки на недалекое расстояние с привалом после каждых 10 минут ходьбы. Для средних дошколят турпоход планируется с таким расчетом, чтобы ходьба не превышала 40 минут, а для младшего дошкольного возраста 45 минут. Такие спортивные мероприятия важны не только в физическом, но и в эмоциональном плане, так как вызывают положительный настрой у детей. Во время турпоходов можно устраивать подвижные игры с мячом, физкультурные упражнения на лазание, метание, преодоление препятствий с обязательным награждением победителя. В дальнейшем приобретенные навыки помогут дошкольнику при школьном обучении.
Чтобы придать игровую форму всем домашним занятиям, что немаловажно в дошкольном возрасте, необходимо приобрести различное оборудование. На этом настаивают все специалисты. Не надо покупать дорогостоящий, сложный инвентарь, замысловатую шведскую стенку. Это могут быть простейшие предметы, которые соответствуют возрасту и комплекции дошколенка:
• разного вида мячи (пластмассовые, резиновые, матерчатые);
• обручи различного размера и материала (пластмассовые, металлические);
• разноцветные флажки;
• небольшие гантели;
• лесенки;
• разного размера скамейки.
Использование занимательных по своему назначению предметов поможет заинтересовать и приободрить ребенка, особенно при однообразных упражнениях. Результативность спортивных занятий в домашних условиях возрастет, если взрослый покажет пример и поддержит эмоциональный настрой крохи. Отличным средством в физическом воспитании дошкольников могут стать спортивные игры и игрушки. Они вызывают интерес у дошколят, побуждают к активным действиям[6].
В доме, где растет дошкольник, должны быть мячи, скакалки, обручи, кегли, с которыми ребенок может играть самостоятельно или с взрослым. Для игр и развлечений на улице детям необходимо приобрести санки, лыжи, велосипед, качели, надувные игрушки. Некоторые родители утверждают, что дома нет возможности заниматься с такими игрушками, тем не менее, необходимо создать все допустимые условия, чтобы ребенок мог развиваться физически. Специалистами доказано, что дети, лишенные таких игр и игрушек, малоподвижны, пассивны, не овладевают двигательными умениями в должной степени. Правильно подобранный спортивный инвентарь поможет в играх на природе. Родители всегда могут организовать подвижные и спортивные игры при помощи кольцеброса, городков, серсо, дартса. В них можно играть всей семьей, с их помощью устраивать соревнования среди сверстников, что особенно ценно для детей.
Много спортивных развлечений на природе можно организовать с мячом, которые тоже несут соревновательный элемент. Например, «Кто быстрее добежит до цели», «Забрось мяч в кольцо», «Ловишки с мячом», футбол, волейбол.
Поможет заинтересовать детей спортивными играми просмотр мультфильмов такого типа, как «Снежные дорожки», «Приходи на каток», «Необыкновенный матч», в чьих героях ребенок узнает себя, весело смеясь над знакомыми ситуациями.
Приобретая детскую литературу, родителям нужно помнить и о книгах спортивной тематики, например, серия «Я познаю мир» о разных видах спорта, «Большая книга самых необходимых знаний для мальчиков (девочек)», энциклопедии о спорте. Для приобщения детей к физкультуре и спорту все средства будут хороши, если они не представляют опасность для ребенка.
Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у детей двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т. д.
Физическое воспитание также включает в себя развитие у детей физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т. д.
Формирование у детей физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития детей.
К средствам физического воспитания Ю. И. Медведев относит:
а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода;
б) режим питания, труда и отдыха;
в) утренняя гимнастика;
г) физическая культура;
д) разнообразные формы спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.
В то же время цель воспитания здорового ребенка не ограничивается одним только физическим воспитанием. Особо здесь следует отметить связь здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета, тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.
Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного, прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч, часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.
Таким образом, здоровый образ жизни семьи, совместные занятия физкультурой и спортом, рациональное питание помогут вырастить здорового ребенка. Учитывая, что по статистике лишь чуть более 4% здоровых дошколят готовы к школьному обучению, родителям стоит задуматься, как не упустить драгоценное время для физического развития ребенка.