Пасюкова Анастасия Александровна
Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. На этом этапе важно сформировать у тетей базу знаний и практических навыков физического здоровья, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Физкультурная деятельность включает в себя создание системы двигательной активности в режимных моментах ДОО:
утренняя гимнастика;
Публикация «Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
физкультурные занятия;
музыкально-ритмические занятия;
прогулки с включением подвижных игр;
пальчиковая гимнастика;
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика;
оздоровительная гимнастика после сна;
физкультминутки и паузы;
ходьба по массажным дорожкам;
спортивные досуги, развлечения, праздники.
При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. Отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом, туризмом и т. п.
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения направлено на решение следующих задач:
развитие навыков пространственной ориентировки;
охрану и развитие остаточного зрения;
развитие и использование сохранных анализаторов, укрепление мышечной системы глаза, коррекцию недостатков физического развития обусловленных депривацией зрения.
Для решения задач физического воспитания детей с нарушениями зрения используется комплекс физических упражнений : упражнения на передвижения (ходьба, бег, подскоки); специальные упражнения для зрительного тренинга (на улучшения функционирования мышц глаза, на развитие зрительного восприятия); упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
К вспомогательным средствам физического воспитания слепых и слабовидящих детей относятся: гигиенические факторы и естественные факторы природы; правильное использование естественных факторов природы, таких как солнце, воздух, вода; оказывает благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание.
Гигиенические факторы включают в себя: гигиенические требования к процессу обучения, соблюдения режима дня, зрительной нагрузки.
В процессе физического воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать сведения о физическом, психическом и соматическом состоянии учащихся: возраст и пол, степень и характер зрительного нарушения, состояние здоровья ребенка, исходный уровень
физического развития, способность ребенка к пространственному ориентированию, наличие сопутствующих заболеваний, наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта, состояние и возможности сохранных анализаторов, способы восприятия учебного материала.
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной
насыщенности. Эмоциональная насыщенность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятия, интонации и команды педагога. Педагогу необходимо изменять тембр голоса (громко, тихо, мягко, строго) в зависимости от психического состояния детей, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия образовательного материала.
Не стоит забывать о том, что физические нагрузки должны быть регулярными. Ведь именно регулярные занятия способствуют развитию функциональных возможностей организма. Необходим и индивидуальный подход, внимательность к каждому ребенку. Следует так же отметить, что физические упражнения должны быть продолжительными, а не разовыми. Необходимо чередование отдыха и физических упражнений. Также важно при работе с ребенком, имеющим зрительные нарушения, подобрать упражнения с учетом общего состояния здоровья, диагноза и возможности использования им своего зрения.
Таким образом, дети с нарушением зрения имеют отклонения в физическом развитии. Поэтому им необходимо выполнять физические упражнения, которые способствуют укреплению общего состояния здоровья. Важны упражнения, направленные на профилактику развития сколиоза, а также укреплению мышц глаз и развитию системы дыхания. Выполнение упражнений должно быть регулярным, разнообразным, цикличным и проходить под присмотром педагога. Использовать можно как подвижные игры, эстафеты, так и занятия со спортивным инвентарем. Все вышеперечисленное помогает сформировать навыки социализации ребенка в обществе. Также физическое воспитание положительно влияет на психологическое и эмоциональное состояние здоровья детей, имеющих нарушения зрения.