Приложение МААМ

Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения

Пасюкова Анастасия Александровна
Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. На этом этапе важно сформировать у тетей базу знаний и практических навыков физического здоровья, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Физкультурная деятельность включает в себя создание системы двигательной активности в режимных моментах ДОО:

утренняя гимнастика;

Публикация «Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

физкультурные занятия;

музыкально-ритмические занятия;

прогулки с включением подвижных игр;

пальчиковая гимнастика;

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика;

оздоровительная гимнастика после сна;

физкультминутки и паузы;

ходьба по массажным дорожкам;

спортивные досуги, развлечения, праздники.

При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. Отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом, туризмом и т. п.

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения направлено на решение следующих задач:

развитие навыков пространственной ориентировки;

охрану и развитие остаточного зрения;

развитие и использование сохранных анализаторов, укрепление мышечной системы глаза, коррекцию недостатков физического развития обусловленных депривацией зрения.

Для решения задач физического воспитания детей с нарушениями зрения используется комплекс физических упражнений : упражнения на передвижения (ходьба, бег, подскоки); специальные упражнения для зрительного тренинга (на улучшения функционирования мышц глаза, на развитие зрительного восприятия); упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

К вспомогательным средствам физического воспитания слепых и слабовидящих детей относятся: гигиенические факторы и естественные факторы природы; правильное использование естественных факторов природы, таких как солнце, воздух, вода; оказывает благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание.

Гигиенические факторы включают в себя: гигиенические требования к процессу обучения, соблюдения режима дня, зрительной нагрузки.

В процессе физического воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать сведения о физическом, психическом и соматическом состоянии учащихся: возраст и пол, степень и характер зрительного нарушения, состояние здоровья ребенка, исходный уровень

физического развития, способность ребенка к пространственному ориентированию, наличие сопутствующих заболеваний, наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта, состояние и возможности сохранных анализаторов, способы восприятия учебного материала.

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной

насыщенности. Эмоциональная насыщенность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятия, интонации и команды педагога. Педагогу необходимо изменять тембр голоса (громко, тихо, мягко, строго) в зависимости от психического состояния детей, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия образовательного материала.

Не стоит забывать о том, что физические нагрузки должны быть регулярными. Ведь именно регулярные занятия способствуют развитию функциональных возможностей организма. Необходим и индивидуальный подход, внимательность к каждому ребенку. Следует так же отметить, что физические упражнения должны быть продолжительными, а не разовыми. Необходимо чередование отдыха и физических упражнений. Также важно при работе с ребенком, имеющим зрительные нарушения, подобрать упражнения с учетом общего состояния здоровья, диагноза и возможности использования им своего зрения.

Таким образом, дети с нарушением зрения имеют отклонения в физическом развитии. Поэтому им необходимо выполнять физические упражнения, которые способствуют укреплению общего состояния здоровья. Важны упражнения, направленные на профилактику развития сколиоза, а также укреплению мышц глаз и развитию системы дыхания. Выполнение упражнений должно быть регулярным, разнообразным, цикличным и проходить под присмотром педагога. Использовать можно как подвижные игры, эстафеты, так и занятия со спортивным инвентарем. Все вышеперечисленное помогает сформировать навыки социализации ребенка в обществе. Также физическое воспитание положительно влияет на психологическое и эмоциональное состояние здоровья детей, имеющих нарушения зрения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России для дошкольников с нарушением зренияФотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России для дошкольников с нарушением зрения Фотоотчет о ряде мероприятий, посвященных Дню России, для дошкольников с нарушением зрения. День России – один из самых важных праздников.

Конспект коррекционного занятия «День Победы» для дошкольников с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия «День Победы» для дошкольников с нарушением зрения Конспект коррекционного занятия «День победы» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: формирование представлений о ветеранах В. О. В. ,.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Мастер-класс по оригами «Веселая гусеница» для дошкольников с нарушением зренияМастер-класс по оригами «Веселая гусеница» для дошкольников с нарушением зрения Мастер-класс по созданию поделки из бумаги в технике оригами «Веселая гусеница» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: изготовление.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломкамиРазвитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломками Как эффективно и без стресса обучать детей любого возраста? Конечно, с помощью игр! Всё, что проходит весело и увлекательно, даётся намного.

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зренияРазвитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Значение игр «Составь из частей целое» в жизни младших дошкольников с нарушением зренияЗначение игр «Составь из частей целое» в жизни младших дошкольников с нарушением зрения Значение игр «Составь из частей целое» в жизни младших дошкольников с нарушением зрения. Большое значение в развитии дошкольников с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 8 октября 2023 в 22:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности физического развития дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Пасюкова Анастасия Александровна (УИ 2941157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД