Семенова Наталья Ивановна
Особенности детского экспериментирования как средства развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности предметов изучения, то есть от условий развития познавательных способностей.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них опытно-экспериментальная работа исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Публикация «Особенности детского экспериментирования как средства развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/30/osobennosti-eksperimentirovaniya-v-raznyh-vozrastnyh. По данной ссылке можно посмотреть особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Актуальность исследования состоит в том, что в образовательном процессе экспериментирование является средством обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
В ходе исследования нами обозначены подходы к определению понятия «детское экспериментирование». Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «детское экспериментирование».
А. И. Савенков рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.
По мнению В. И. Панова, опытно-экспериментальная деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Н. Лысенко рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.
По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – "умение оперировать неясными знаниями".
Н. А. Степанова отмечает, что «в детском экспериментировании наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования)».
Анализ литературы позволил выявить основные функции детского экспериментирования : развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Эффективность развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования определяется совокупностью следующих педагогических условий:
– систематизация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
– формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования;
– создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды соответствующей направленности.
Познавательная мотивация и исследовательская активность ребёнка, по мнению А. М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности ребёнка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития его познавательных способностей. Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т. д.) – это формирование у ребёнка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи (А. И. Савенков, А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей.
Н. А. Степанова в развитии естественнонаучных понятий придерживается рекомендаций А. В. Усовой о том, что способ формирования понятий, последовательность чередования этапов должны определяться в зависимости от содержания формируемого понятия, уровня общего развития, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы, уровня познавательных способностей, воображения и т. д. Процесс развития понятий должен иметь своей целью не сумму знаний (результат деятельности, а развитие своеобразной методологии познавательной деятельности (процесса деятельности) и уже начиная с дошкольного возраста, ориентировал ребенка на самостоятельный поиск сущности предметов, явлений. «Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. В связи с этим, необходимо подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Кроме того, следует отметить значимость аналогий, в основе которых идея сходства, идея переноса известного в малоизвестные явления».
Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным.
В содержании работы представлено детское экспериментирование на выявление свойств воздуха; выявление свойств воды; выявление свойств снега и льда; выявление свойств песка и глины; знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
Организация детского экспериментирования разработана по структуре, предложенной И. Л. Паршуковой: постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации; тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия); уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; уточнение плана исследования; выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования; распределение детей на группы; анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования. Проведенные эксперименты заносятся в индивидуальные дневники наблюдений.
Для эффективной реализации детского экспериментирования для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами разработаны методические рекомендации. Для экспериментирования необходимо выделять время в непосредственно образовательной деятельности, в режимных процессах, самостоятельной деятельности. Отношения с детьми необходимо выстраивать на основе партнерства. Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста требует особого материально-технического обеспечения. В группе может быть организована лаборатория, которая будет оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности. Реализация задач по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.