Иванова Павлина Вячеславовна
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Иванова П. В., воспитатель 1 квалиф. категории
МБДОУ «Детский сад № 1» г. Чебоксары
Аннотация. В рамках теоретического педагогического исследования анализируются социально – психологические особенности взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста. Проведен исторический обзор научных представлений зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу. Сделан вывод, что в большинстве семей преобладает благоприятный и выражающий одобрение характер поведения с ребенком.
Публикация «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогика, личность, гуманное воспитание, дошкольный возраст.
В последнее время значительно возросло внимание к такому сложному вопросу, требующему определенных теоретических и практических решений, как детско-родительские отношения. Вынужденная потребность родителей в добывании материальных средств и как следствие их чрезмерная занятость и загруженность на работе, уменьшение времени, располагающего досугом, становятся причиной ухудшения физического и психического состояния родителей, их чувства острого недовольства, досады и гнева по отношению к своим детям. Родители, выражающие чувство усталости и чрезмерного напряжения, обнаруживают крайне суровые и резкие дисгармоничные детско-родительские отношения, наносящие вред физическому и психологическому здоровью ребенка, его спокойной, довольной и обеспеченной жизни. Большинство родителей понимают несовершенство своего воспитания и его недочеты. Но нередко они просто не владеют начальными, простейшими знаниями по педагогике, психологии, медицине для того чтобы решить возникающие проблемы.
К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные. Специалисты рассматривают характер поведения и связей между родителями и детьми, а также предмет процесс обучения, просвещения и терапии родителей. Необходимо обратить внимание на многообразие описательных понятий, отражающих наиболее общие свойства и связи системы «родитель-ребенок». Так, в научной литературе ученые употребляют следующие обозначения: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т. д.
Большинство западных авторов отмечают следующие величины, характеризующие основные свойства взаимной связи родителя с ребенком:
-право ребенка самостоятельно решать – наблюдение родителя с целью проверки (Е. Е. Маккоби, В. Шутц);
-нежелание родителей принимать своего ребенка, сближаться с ним – проявление доброжелательного отношения к ребенку (А. И Захаров, Д. Н. Исаев, А. Я. Варга);
-суровые, настойчивые и властные родители, обладающие большими запросами в отношении ребенка (Е. Е. Маккоби, Р. Коннер);
-чувство близости, преданности (Д. Боулби, Г. Т. Хоментаускас);
-непоследовательность – последовательность (Д. Боулби, А. И. Захаров).
В пределах отечественной науки более других известны психологи А. Я. Варга и В. В. Столин, осуществлявшие в этой области планомерное, регулярное экспериментальное исследование. Под родительскими установками они подразумевали «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». Понятие «родительский стиль» авторы описывают как «установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще». А. Я. Варга и В. В. Столин отмечают, что эмоциональные, когнитивные и деятельностные аспекты отношения родителей к своим детям являются особенно важными и значительными признаками [2].
Значительное количество зарубежных исследователей отмечают, что любовь и контроль являются наиболее важными причинами, определяющими характер и схему родительского поведения. По мнению Э. С. Шефера, именно такие противоположные факторы, как «любовь - ненависть», определяющий эмоциональную составляющую, и «автономия - контроль», характеризующий поведение, являются обобщенными отличительными чертами этой схемы. Разнообразное сочетание указанных признаков может послужить причиной возникновения различных вариантов поведения родителей в отношении своих детей [2].
Е. Е. Маккоби проанализировала способы родительского контроля и подчеркнула, что благодаря непрерывному и последовательному проверочному наблюдению родителей у детей проявляются следующие психические качества:
а) умение контролировать свои враждебные, агрессивные внутренние побуждения;
6) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;
в) энергичная деятельность, активность, проявляющаяся в способности ребенка заниматься уже начатыми и новыми делами с инициативой и настойчивостью, сохраняя общее хорошее настроение [3].
Э. Фромм указывал, что любовь матери к своему ребенку по сущности – это, несомненно, прирожденное и безоговорочное свойство, составляющее ее внутреннюю сущность и хранимое в глубине души. Отцовская же любовь, по его мнению, причинна, вызывается и ограничивается определенными условиями. Таким образом, согласно его мнению, мать выполняет функции природы, а отец - государства. С точки зрения Э. Фромма, отец любит своего ребенка за то, что ребенок удовлетворяет его отцовским ожиданиям, потому что подобающим образом выполняет возложенные на него дела и поручения, и по причине сходства ребенка с ним [5].
Отечественный психолог B.В. Столин рассматривал любовь как определенное свойство, сочетающее в себе симпатию, близость и уважение. Однако следует понимать, что само принятие не всегда непременно повлечет за собой любовь, и совсем не каждая любовь свидетельствует о проявлении положительного и дружелюбного отношения к другому человеку [1].
Г. Т. Хоментаускас в своей работе «Семья глазами ребенка» писал о двустороннем отношении любви родителей, которое не следует оценивать только с одного ракурса. Родительская любовь основана на отношениях двух участников – родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия [6].
Многие отечественные исследователи, а именно: А. Я. Варга, А. С Спиваковская, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев понимали понятие «отвержение» как нарушение детско-родительских отношений и выделяли его в неблагоприятный тип воспитания.
На базе МБДОУ «Детский сад № 1 «Первоцвет» г. Чебоксары Чувашской Республики мы провели исследование, в котором приняли участие 20 диад – «мать-ребенок» (11 мальчиков, 9 девочек). Возраст ребенка – дошкольников 4 года. В 9 семьях есть вторые младшие дети возрастом до 1 года. В 11 семьях – по 1 старшему ребенку – школьнику. Средний возраст матерей – 31 год, образование – высшее. Были использованы следующие методики:
тест-опросник А. Я. Варга, В. В. Столина «Анализ родительских отношений».
опросник «Взаимодействие родитель–ребенок» И. М. Марковской (вариант–для родителей дошкольников и младших школьников).
По результатам теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, можно судить о родительском отношении как о системе отличающихся по определенным признакам чувств, характера поведения и общения с ребенком, поведенческих стереотипов, используемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
30% испытуемых получили высокие баллы по шкале «принятие-отвержение ребенка», что говорит о выраженном положительном отношении к своему чаду. Мать, проводя с ребенком много времени, относится к нему дружелюбно, положительно, с похвалой относится к его интересам, помогает в осуществлении намеченных планов. 25% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: «кооперация» и «симбиоз», что говорит об искреннем интересе к занимательным направленностям своего ребенка, в значительной степени взрослым оцениваются его способности, поощряется самостоятельность и инициатива ребенка. Мать старается всегда быть ближе к своему ребенку, старается исполнить и осуществить его наиболее важные и главные потребности и желания, ограждать от неприятностей. 10% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: «контроль» и «отношение к неудачам ребенка», что говорит о том, что характер поведения основан на беспрекословном подчинении ребенка власти и авторитету родителя, определяя для ребенка суровые границы, связанные с нарушением дисциплины. Он заставляет и принуждает ребенка против его желания принять родительскую волю. Повышенный интерес к определенным занятиям, всецело поглощающих ребенка, его намерения и замыслы, внутреннее психическое состояние и душевные переживания представляется родителю легкомысленным и незначительным, и он их не принимает во внимание, пренебрегая ими.
Получены и низкие баллы по следующим шкалам: 10% испытуемых получили низкие баллы по шкале «контроль», что говорит о том, что родитель по существу не контролирует поступки и поведение ребенка, вследствие чего процесс обучения и воспитания детей не вполне отвечает своему назначению и не способствует достижению положительных и полезных результатов. 75% испытуемых, которые получили низкие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка», свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
По результатам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, можно судить об особенностях родительско-детских взаимодействий на уровне внутрисемейных отношений
Самый высокий процент получила шкала «отвержение – принятие» –25%, что родитель принимает личностные качества, ценности, образ действий и характер поступков ребенка, тем самым обеспечивая благоприятное и хорошее развитие ребенка, повышение и стабильность его самооценки.
Шкала «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» и шкала «удовлетворенность отношениями с ребенком»–15% - свидетельствуют о сотрудничестве между матерью и ребенком. Родитель признает права и достоинства своего ребенка. Можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.
По 10% получили шкалы: шкала «эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю» и шкала «тревожность за ребенка». Данные по этим шкалам свидетельствуют о представлении родителя о тесной дружеской связи, близости к нему ребенка, о взаимопонимании, о внутреннем стремлении ребенка сообщать самое тайное, заветное и имеющее особенно большое значение родителю; о невысоком уровне тревожности за своего ребенка.
Низкие баллы - по 5% каждая - получены по следующим шкалам: «нетребовательность – требовательность»; «мягкость – строгость»; «автономность – контроль»; «непоследовательность–последовательность»; «воспитательная конфронтация в семье».
Данные по этим шкалам показывают, что родитель не проявляет высокой требовательности во взаимодействии с ребенком, не требует от него высокого уровня ответственности. Матери не применяют суровых, строгих мер, к ребенку, не устанавливают жестких правил во взаимоотношениях, не принуждают детей к чему-либо. Ребенок автономен, ему многое позволяется.
Таким образом, в большинстве семей преобладает благоприятное отношение к ребенку, выражающее согласие с ним и одобрение его действий, поступков и интересов. Родитель уважает и признает индивидуальность ребенка, его достоинства, положительные качества и ценность, принимает его таким, какой он есть, проявляет внимание к детским желаниям и стремлениям, одобрением побуждает ребенка к развитию самостоятельности, предприимчивости и способности рассуждать и действовать независимо.
Список литературы:
1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб. : Речь, 2006.
2. Варга А. Я., Введение в системную семейную психотерапию. – М. : Когито-Центр, 2011.
3. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Смирнова Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009.
5. Фромм Э. Искусство любить. – М. : АСТ, Neoclassic, 2015.
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка– Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.