ЕГ
Особенности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(планирование занятий по изобразительно-художественной деятельности)
При составлении плана работы по изобразительно-художественной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности развития детей. Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественного нового этапа в его развитии.
В младшем дошкольном возрасте начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего – началу четверного года жизни.
Публикация «Особенности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Младшие дошкольники – в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Они, как правило, с интересом рисуют, лепят, например пирожки, конфетки, некоторые простые предметы на основе округлых форм, животных, домики, вагончики-тележки, фрукты, овощи, схематические изображения людей – снеговиков, с удовольствием знакомятся с произведениями народного искусства, с изделиями из дерева, расписной посудой.
Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми, изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом). Наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен и пр.) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр.).
Дети младшего возраста проявляют интерес к материалам для лепки, создают простейшие формы (шар, куб, цилиндр, «колбаска», их видоизменения). Знакомятся со свойствами глины и пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Учатся раскатывать, скатывать и соединять несколько частей в один образ (снеговик, пирамидка). Также инициируют обыгрывания работы в ситуации общения со взрослыми, используют ее в игре, по приглашению взрослого объединяют работы с работами других детей, педагога в единую композицию.
В аппликации дети проявляют интерес к материалам, инструментам, возможности создания интересного образа. Знакомятся со свойствами бумаги: тонкая, легкая, разноцветная, легко мнется, рвется, сминается, отрывается и намокает.
Дети также знакомятся с возможностями использования неизобразительных материалов: толченой скорлупы, соли, опилок, кусочков рваной бумаги, учатся пользоваться с ними.