Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Гаджиусманова Саимат
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС

МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7»

Выполнила:

Воспитатель : Гаджиусманова С. М.

Все хорошие люди - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердце

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцвела,

И росли, как, цветы малыши,

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

(И. Луконин).

Одним из положений ФГОС дошкольного образования являются целевые ориентиры, «возможные достижения ребёнка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Эти достижения в общении с природой сформированы следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». С учетом этих ориентиров и развертывается система экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении. Экологическое воспитание детей, осуществляется системно на протяжении всего учебного года через реализацию образовательных областей адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Природ - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Цели экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой задачей среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем, они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного - отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

В детском саду и в нашей группе создана необходимая предметно - развивающая сред для экологического воспитания дошкольников : имеются экологические центры и центры экспериментирования, оснащённые всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.)

В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе.

Детям нравятся игры - эксперименты: «Волшебники соль и сахар», «Живой песок», «Рисуем с помощью магнитов» и многие другие.

В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах предметов.

После проведения игр – экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, как появляется тень и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети самостоятельно их находили.

Вместе с детьми мы участвовали в акциях: «Зеленый патруль», «Зеленя весна», «Спаси лес», «Зеленая Россия», «Маленькие огородники». Оформляли плакаты, стенгазеты на экологические темы, придумывали, рисунки, стихи ребусы, изготавливали природоохранные знаки, проводили целевые прогулки на территории детского сада и экскурсии в парк, собирали мусор в зеленых зонах, поливали клумбы, высаживали на территории детского сада овощные культуры и цветы, учились ухаживать з ними. Принимали участие в творческих конкурсах, поделки из природного материала: «Что нам лето принесло», «Осень золотя». Оформляли выставку «Вторая жизнь вещей».

Целью этих мероприятий было развивать интерес к родной природе, желание бережно относиться к ней.

Наш небольшой опыт практической деятельности, позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для пробуждения детской пытливости и познавательной активности. В процессе работы мы поняли, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно – развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребёнка и способна провоцировать его к познавательно - исследовательским действиям.

Поэтому считаю что, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главная задача экологической работы в ДОУ. Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Познавательный интерес к окружающему эмоциональную насыщенность, можно реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности. В наших руках будущее планеты.

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя

Береги всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя».

(Е. Евтушенко).

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 17 апреля 2025 в 19:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Гаджиусманова Саимат (УИ 3563442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД