Гаджиусманова Саимат
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС
МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7»
Выполнила:
Воспитатель : Гаджиусманова С. М.
Все хорошие люди - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердце
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцвела,
И росли, как, цветы малыши,
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
(И. Луконин).
Одним из положений ФГОС дошкольного образования являются целевые ориентиры, «возможные достижения ребёнка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Эти достижения в общении с природой сформированы следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». С учетом этих ориентиров и развертывается система экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении. Экологическое воспитание детей, осуществляется системно на протяжении всего учебного года через реализацию образовательных областей адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Природ - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Цели экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой задачей среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем, они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного - отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
В детском саду и в нашей группе создана необходимая предметно - развивающая сред для экологического воспитания дошкольников : имеются экологические центры и центры экспериментирования, оснащённые всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.)
В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе.
Детям нравятся игры - эксперименты: «Волшебники соль и сахар», «Живой песок», «Рисуем с помощью магнитов» и многие другие.
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах предметов.
После проведения игр – экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, как появляется тень и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети самостоятельно их находили.
Вместе с детьми мы участвовали в акциях: «Зеленый патруль», «Зеленя весна», «Спаси лес», «Зеленая Россия», «Маленькие огородники». Оформляли плакаты, стенгазеты на экологические темы, придумывали, рисунки, стихи ребусы, изготавливали природоохранные знаки, проводили целевые прогулки на территории детского сада и экскурсии в парк, собирали мусор в зеленых зонах, поливали клумбы, высаживали на территории детского сада овощные культуры и цветы, учились ухаживать з ними. Принимали участие в творческих конкурсах, поделки из природного материала: «Что нам лето принесло», «Осень золотя». Оформляли выставку «Вторая жизнь вещей».
Целью этих мероприятий было развивать интерес к родной природе, желание бережно относиться к ней.
Наш небольшой опыт практической деятельности, позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для пробуждения детской пытливости и познавательной активности. В процессе работы мы поняли, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно – развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребёнка и способна провоцировать его к познавательно - исследовательским действиям.
Поэтому считаю что, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главная задача экологической работы в ДОУ. Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Познавательный интерес к окружающему эмоциональную насыщенность, можно реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности. В наших руках будущее планеты.
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя
Береги всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».
(Е. Евтушенко).