Получи документы

Особенности адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Светлана Потемкина
Особенности адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация – это процесс и результат, иными сломами определённая организация. Со стороны физиологии адаптация – это перестройка внутреннего двигательного стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

И. П. Павлов считал, что внешний стереотип это – внешние условия жизни, вешняя среда. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И. П. Павлов - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого двигательного стереотипа и трудности установки нового".

Публикация «Особенности адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Адаптация – это процесс приспособления, активного взаимодействия организма со средой.

Все живые организмы приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы – к воде, птицы – к воздуху, человек – к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация.

В отличие от животных, человек должен обладать способностью, приспосабливаться к социальным условиям.

Существует множество трактовок термина «адаптация», но неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.

Взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание Ж. Пиаже стал впервые рассматривать в своей концепции.

Свое дальнейшее развитие теория адаптации получает в работах отечественных психологов.

Человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. В действительности процесс адаптации человека происходит под контролем сознания.

В силу своих индивидуальных психологических особенностей каждый человек (тип нервной системы, жизненный опыт и т. д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы и свой тип адаптации.

В отечественной психолого-педагогической литературе выявлено несколько основных подходов: Д. А. Андреева считает, что «адаптация означает приспособление, индивида к новым условиям, вживания в них».

Важным критерием эффективности адаптационного процесса – это удовлетворение актуальных потребностей на высоком уровне.

Следовательно, психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Врожденная и приобретенная способность к приспособлению к многообразию жизни в разных условиях, во многом определяется уровнем адаптивности человека. Люди делятся на высоко, средне и низко адаптивных.

Инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма – это врожденные основы адаптивности. Воспитание, обучение, условия и образ жизни влияет на уровень адаптивности.

В детстве, в результате адаптационных процессов, складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности.

Мотивационные относятся к интересам человека, к тем целям, задачам, основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты состоят из предпочитаемых средств достижения соответствующих целей, удовлетворения необходимых потребностей, темперамент, характер, способы поведения, манеры относятся к стилевым чертам.

Уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью называют адаптированностью.

Человек может быть гармоничен, и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическое состояние души, и тела, которое протекает в трех формах; невротической, агрессивнопротестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Индивидуальные особенности личности ребенка влияют на его адаптивность. Способности, темперамент, эмоциональность являются психологическими свойствами индивидуальной особенности.

Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению :

При поступлении в дошкольное учреждение происходит смена постоянства комфортной среды на особую, не знакомую микросреду.

Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых,

возрастает возможность перекрестного инфицирования и сильного утомления ребенка при продолжительном совместном пребывании большого числа

детей; во-вторых, отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции ребенка могут быть вызваны определенными педагогическими стандартами в подходах к детям.

Синдром адаптации оказывает в определенных условиях отрицательное влияние на состояние организма ребенка, который возникает в момент привыкания к новым условиям.

В детском организме происходит множество отрицательных изменений, при адаптации, которая проходит в большинстве случаев сложно, что сказывается на поведении ребенка.

Ребенок находится в стрессе из-за того, что адаптационные механизмы не сформированы и работают в неблагоприятном режиме.

Адаптационный процесс в любом возрасте зависит от социальных и биологических факторов, которые зависят от особенностей индивидуального развития в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Такие особенности наблюдаются в течение всей жизни человека.

Факторы детского организма в адаптационный период, которые определяют функциональные возможности:

Уровень развития и состояния здоровья ребенка; Социальные и биологические факторы:

К биологическим факторам относят: токсикозы, заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания, перенесенные в первые три месяца после рождения и до посещения учреждения. Эти факторы определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной активности систем и увеличение степени тяжести адаптации.

Нарушение режимов жизнедеятельности ребенка – сон, бодрствование, нервно-психическое напряжение, которые могут привести к хроническому

переутомлению и задержке психического развития ребенка, являются социальными факторами.

В итоге не происходит формирование навыков и личностных качеств ребенка, наблюдается нарушение течения образования социальных потребностей, соответствующих норме возрастного развития.

Характер реакций ребенка на новизну и усложнение ситуации развития определяют возрастные особенности разных форм социального поведения.

Процесс перестройки форм поведения ребенка в изменяющихся социальных условиях зависит от социальной зрелости, которая включает возможности социальной адаптации.

Показатели нервно-психического напряжения в процессе адаптации ребенка некоторые исследователи сравнивают с силой стресса космонавта.

Стресс может быть выражен минимально (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация).

На психоэмоциональном уровне происходит фиксирование данных проявлений.

В результате повышенной чувствительности к ломке динамических стереотипов происходит выраженное эмоциональное напряжение:

патологическая реакция всех систем организма ребенка.

недоразвитие механизмов адаптации вследствие неэффективного автономного обеспечения.

некомплектность навыков общения.

Причины стрессовых нагрузок в детском саду:

нахождение в незнакомом коллективе длительное время, который может быть неприятен ребенку, соблюдение особых правил поведения, которые не свойственны привычному поведению ребенка, подавленность основных потребностей ребенка, общение с незнакомыми взрослыми.

Социальная адаптация ребенка проявляется во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками с конца первого года жизни и в период дошкольного детства.

Эмоциональный портрет ребенка обладает особенностями его поведения и эмоциональных выражений:

• негативные эмоции являются важнейшей составляющей

• внутреннего состояния ребенка. Они проявляются в видении от еле заметных возбудимых реакций до состояния подавленности. Поведение может охарактеризоваться как экспансивное, со сменой активности ребенка (безразличие – суетливость);

• тревога как эмоциональное состояние сопутствует проявлению негативных эмоций, является отправной точкой стрессовых реакций ребенка;

• раздражение, как правило, проявляется на фоне стресса и может проявляться без явной причины;

• благоприятные эмоции выступают противовесом отрицательных реакций, преимущество устойчивого типа положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе периода адаптации является показателем позитивной адаптации.

• общительность детей во многом определяет благополучный результат адаптации. В первые дни дети чаще всего изолированы, далее наступает ситуация взаимосвязи. Создание связи составляет одно из преимущественных направлений работы специалистов в ходе социальной адаптации ребенка. Обширное общение, плотное взаимодействие благоприятно влияют на успешную адаптацию ребенка;

• познавательная деятельность ребенка, зачастую, спадает на фоне стресса в ситуации другого состояния. Ход познавательной действенности – одно из условий снижения напряжения;

• социальные знания ребенка : под влиянием нервно-психического стресса ослабевают умения самообслуживания, поддержание и стимулирование которых помогает преодолеть сложности детей в адаптации к новым условиям;

• речевая, двигательная активность ребенка угасает на фоне напряженной ситуации. Двигательные рефлексы практически не сохраняются в пределах нормы: отмечается либо медлительность, либо активность, превышающая норму;

• расстройство сна и аппетита сопровождают процесс адаптации.

Их упорядочение говорит о возобновлении главных функциональных систем организма ребенка.

Адаптационный процесс к новому состоянию детей и семьи в целом стал объектом изучения многих психологов, психиатров и социологов в России.

Исследователи отмечают невозвратимость нарушений в индивидуальном развитии ребенка в случае, когда у него пропадает психологическая желание к переходу в новое социальное состояние.

С прибытием в дошкольное учреждение в жизни детей происходят многочисленные изменения: меняется режим дня, нехватка родителей, постоянное взаимодействие с ровесниками, иной стиль общения.

Все эти перемены обрушиваются на ребенка единовременно, создавая для него напряженную ситуацию, которая может привести к нервозным реакциям, проявлению тревоги, отказу от еды, сна, частым заболеваниям.

Адаптация обязательна в той обстановке, когда возникают разногласия между возможностями человека и требованиями среды.

Существуют три стиля, вследствие которых человек адаптируется к среде творческий стиль, когда человек стремится действенно изменить условия среды, активно адаптируя ее к себе, и таким образом приспосабливается сам, конформный стиль, когда человек просто осваивается,

безучастно принимая все условия среды, избегающий стиль, когда человек

пытается пренебрегать требованиями среды, не хочет или не может адаптироваться к ним.

Наиболее приемлемым является творческий стиль, наименее - избегающий стиль.

Были выявлены фазы периода адаптации :

Острая фаза – протекает с характерными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, расстройству сна, уменьшению аппетита, к упадку в речевом развитии. Длительность фазы в среднем около 1 месяца.

Существует три степени тяжести течения, острой фазы периода адаптации :

Легкая адаптация – поведение устанавливается за 10-15 дней, у ребенка нормализуется вес, нормально ведет себя со сверстниками, уменьшаются заболевания в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. После трех недель посещения детского сада у ребенка приходит в норму сон, аппетит, настроение оптимистичное, увлеченное, совмещенное с утренним плачем. Отношения с родителями и со педагогами не нарушаются. Отношение к детям может быть, как равнодушным, так и увлеченным. Внимание к окружающим возрождается в течение 14 дней при участии педагога. Речь замедляется, но ребенок реагирует и выполняет просьбы взрослого. К тридцатому дню нормализуется речь. Заболевания уменьшаются, сроком не более недели, не изменяясь.

Показатели нервозных реакций и преображения в деятельности вегетативной нервной системы не отмечаются.

Адаптация средней тяжести - нарушения налаживаются в течение дней, присутствуют признаки психического напряжения. Расстройства в общем состоянии выявлены ярче и длительнее. Сон и аппетит возобновляются через месяц. Настроение изменчивое в течение 20-40 дней.

Реакции поведения обновляются к 30 дню посещения детского сада.

Отношение к родителям у ребенка – эмоционально-раздраженное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к сверстникам, обычно, равнодушное, реже увлеченное. Речь либо не применяется, либо речевая действенность затормаживается. В игре ребенок использует обретенный опыт, игры ситуативные. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более недели, без ухудшений. Вес в норме, либо незначительно снижается.

Выявляются признаки нервозных реакций: селективность в отношениях со взрослыми и сверстниками, контакт только в определенных условиях.

Изменение автономной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение 14 дней. Тяжелая адаптация – продолжительность от 2 месяцев до полугода.

Учащаются болезни, потеря полученных навыков, наступление физическое или психическое ослабление организма детей. У ребенка страдает сон, просыпается со слезами, сильно снижается аппетит, может проявляться отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение равнодушное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции стабилизируются к 2 двум месяцам посещения детского сада. Отношение к родителям эмоционально-раздраженное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к ровесникам: уклонение от общения или выражение агрессии. Отказ от взаимодействия в деятельности. Речью не применяется или присутствует остановка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации проявляется в двух вариантах:

1. Нервно-психическое развитие приостанавливается на 3 месяца, респираторные заболевания более трех раз, длительность более недели, ребенок останавливается в росте и весе в течение полугода.

2. Нервно-психическое развитие замедляется до 9 месяцев, приостанавливается рост и вес, ребенок часто заболевает.

Тяжелая адаптация в силу вызывающих ее причин отрицательно сказывается на формировании ребенка и состояния здоровья, которые восстанавливаются в последующем очень медленно, зачастую в течение нескольких лет.

Подострая фаза – обладает нормальным поведением ребенка, то есть сдвиги отмечаются по определенным параметрам, на фоне заторможенной скорости развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами, фаза длится 1-2 квартала.

Фаза компенсации – характеризуется увеличением темпа развития, и дети к концу года одолевают указанную выше задержку развития. Уклонение от общения или проявление враждебности. Отказ от участия в деятельности.

Пребывание в детском саду требует от ребенка перемены сложившегося привычного поведения, что является трудной задачей и часто приводит к напряжению. Галигузова Л. Н. выделяет симптомы трудной адаптации детей

предметами.

Для периода адаптации свойственно эмоциональное беспокойство, волнение или медлительность. Ребенок плаксив, тянется к эмоциональному общению с педагогом или, напротив, уклоняется, избегает ровесников.

Ребенок воздерживается от принятия пищи, во время сна плачет. Расставание и встреча с близкими проходит беспокойно. Уменьшается игровая, речевая активность ребенка. Все отрицательные проявления у детей, в основном в раннем возрасте, проявляются очень ярко. Этап возобновления тянется иногда до трех месяцев. Сложнее всего приходит в норму игровая активность и контакт с ровесниками. Изменения в кругу взаимоотношений связаны с опытом коммуникабельности ребенка, и имеющимися у него

средствами создавать деловые контакты. Если ребенок привык

контактировать только с матерью, у него могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми.

Только переход к новой форме взаимоотношений может влиять на успешное вхождение ребенка в более широкую социальную среду и на удачное состояние в ней.

Галигузова Л. Н. считает, что присутствует близкая связь между формированием развивающей среды ребенка и его адаптацией к дошкольной образовательной организации. У детей, которые умеют продолжительно и многообразно играть, привыкание протекает намного легче.

По мнению Галигузовой Л. Н., дети, которые долго привыкают, не умеют концентрироваться на игре, не инициативны и нелюбопытные.

Достаточное развитие развивающей среды, умение создавать деловые контакты с взрослыми вызывают у ребенка положительные эмоции во время посещения дошкольного учреждения и гарантируют быструю адаптацию :

По мнению Ляминой Г. М., особое внимание педагог должен оказывать детям, которые пассивные и стремятся к уединению именно они сложнее и дольше адаптируются к новым условиям.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 08:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Потемкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД