Алла Устимец
Особенности адаптации детей с депривацией зрения к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, обеспечивающих полноценное развитие каждого воспитанника. Актуальность этого подтверждают и ФГОС ДО. В п. 1.6. раздела I, отмечено, что реализация Стандарта направлена на решение следующих задач:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья…
Публикация «Особенности адаптации детей с депривацией зрения к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
Пункт 3.2.2. ФГОС ДО указывает что, «для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов…» [4]. В связи с этим, актуальна проблема адаптации воспитанников с нарушением зрения к дошкольному учреждению.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление (привыкание) к её условиям. Адаптация - активный процесс, приводящий или к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стрессу, дезадаптации). При этом, выделяют два критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений ребёнка вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку плохо видит окружающее пространство.
Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Л. С. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т. е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, приобретает иную, чем у видящего ребенка окраску [1]. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков».
Эмоциональная сфера современных малышей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют место человека в социуме, т. е. определяют его социальную адаптацию. Дети с обедненной эмоциональной сферой чаще подвержены неврозам. По данным А. И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Большой процент невротизации приходится именно на детей с нарушением в развитии [3].
Самые частые нарушения зрения у детей нашего учреждения : близорукость (миопия, дальнозоркость (гиперметропия глаз, косоглазие, неодинаковая кривизна роговицы (астигматизм, и др.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучается диагноз заболевания, познаются личностные особенности ребёнка, его привычки и пристрастия.
Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители могут присутствовать в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.
Родители получают тематические консультации по вопросам воспитания своего малыша, могут познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей, в том числе на сайте ДОУ.
В дошкольном учреждении адаптационную работу с детьми следует начинать со знакомства с зонами группы. Малышу нужно рассказать об их назначении, правилах поведения в разных помещениях группы, что поможет ему преодолеть страх незнакомого пространства. Всю работу надо обязательно проводить в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому перед взрослыми стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими детьми.
Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития.
Одной из форм работы является профилактика появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременная коррекция на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы ребёнка, согласовать методику режимных процессов с семьёй. Для оптимизации процесса адаптации воспитатели используют следующее: беседы с родителями, наблюдения, развивающие игры. Важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, ориентировал на активное взаимодействие.
В процессе адаптации воспитателям рекомендуется:
использовать элементы телесной терапии (поглаживать, сажать на колени, обнимать, брать на руки);
предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
рассказывать сказки, включать успокаивающую музыку перед сном;
использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
создавать у детей положительную установку на режимные процессы и др.
Не следует забывать о профилактических мерах во время адаптации детей к условиям ДОУ. Они включают: сообщения педагога-психолога для воспитателей на семинарах, педсоветах по данной теме, выступления на родительских собраниях, проведение групповых консультаций для родителей, анкетирования, предоставление печатной информации на стендах.
Педагогу-психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
С целью получения данных о навыках ребёнка, о степени самостоятельности, об индивидуальных особенностях, о любимых занятиях малыша, педагогом-психологом при помощи воспитателей проводится анкетирование родителей (анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение") [8].
Для выявления особенностей протекания процесса адаптации педагогом-психологом проводится наблюдение за детьми, в соответствии с определёнными критериями, диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению (методика «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению») [5].
Педагогом-психологом ведётся опосредованная коррекция. Она представляет собой: консультирование педагогов и родителей по проблемам отдельных детей, у которых наблюдается тяжёлая степень адаптации; разработку рекомендаций, выполнение которых обеспечивает создание благоприятных условий для адаптации детей в ДОУ.
Основной задачей психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения является их адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально сферы.
С целью оказания помощи детям в адаптации к условиям нашего детского сада реализуются профилактические и коррекционные меры. К примеру, проводится цикл занятий А. С. Роньжиной: «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Основная задача проведения занятий - преодоление стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.
Кроме того, параллельно, решаются задачи комплексного развития детей :
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие восприятия, внимания, речи, воображения;
снижение зрительного напряжения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Для создания положительного эмоционального фона в начале занятий проводятся игры и упражнения, требующие согласованности действий всех детей группы (ритмичные хлопки, шаги и т. п.)
В основную часть занятия включаются подвижные игры, дающие возможность свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Заканчивают занятия спокойные, малоподвижные игры, релаксация.
Для работы с детьми второй младшей группы (3-4 года) можно использовать программу Царьковой О. В. «Первый блин с начинкой из сказки» [6]. Цель программы — помочь детям преодолеть трудности адаптации к новым условиям социального развития через совместные игровые упражнения, театрализованные представления сказок, знакомство с различными эмоциональными состояниями.
В результате данной работы все дети успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения (на основе данных повторной диагностики).
Адаптация детей, поступивших в ДОУ Рис. 1.
Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с депривацией зрения в период адаптации дают свои положительные результаты: происходит адаптация ребенка с нарушением зрения к дошкольному учреждению.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2008. 541 с.
2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : учеб. пособие. М. : Экзамен, 2006. 81 с.
3. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб. : Респект, 1995. 66 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М. : Книголюб,2003г
6. Царькова О. В. Программа «Первый блин с начинкой из сказки» // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 2, 3.
8. https://www.dou446.edusite.ru/
Приложение
Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду
• Ребенок с нарушением зрения быстро утомляется, а в первые дни посещения детского сада, на него обрушивается много впечатлений, поэтому поступление новой информации должно быть постепенным. Старайтесь, как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно.
• Родителям следует знать зрительные особенности своего ребёнка и следовать рекомендациям медицинских работников и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости следует предлагать пособия более крупного размера, не допускать перегрузки зрения.
• При необходимости ношения очков, окклюзий строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях.
• Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стресс. Он находится в постоянном нервном напряжении: для него все что неизвестно – опасно. Поэтому, когда он приходит домой, необходимо создать все условия для отдыха. Приложите все усилия, чтобы создать в семье бесконфликтный, спокойный климат. Напряженная обстановка в семье может привести к возникновению неврозов и ухудшению зрения.
• На время прекратите походы с ребенком в людные места (цирк, театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач. Так как ребенок со зрительной патологией быстро утомляется, эмоциональные перегрузки могут спровоцировать возникновение невроза.
• Как можно раньше сообщите сотрудникам детского сада о личных особенностях малыша. Это позволит правильно организовать процесс адаптации.
• Необходимо в выходные дни организовывать такой же режим, как и в дошкольном учреждении.
• Не пропускайте занятий в детском саду без уважительной причины.
• Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно. Например, во время сервировки стола к приёму пищи можно предложить ребёнку положить кусочки хлеба в хлебницу, разложить ложки. Во время одевания на прогулку следует учить детей одеваться самостоятельно, а не делать этого самим, держа их у себя на коленях.
• Рекомендуем не молчать с детьми, а постоянно разговаривать с ними, обговаривая все свои действия:
- Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки, и т. д.
Постоянно разговаривая с ребёнком, Вы способствуете его речевому и психическому развитию.
• Развивайте руки ребё нка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застёгивать крупные пуговицы, и т. д. Этим Вы развиваете его восприятие и сохранные анализаторы.
• Учите ребёнка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.