Анастасия Воронина
Консультация «Особенность развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи - шутки, игры, головоломки, логические задачи. Занимательные задачи, головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку приходит к решению в результате тщательного ознакомления с задачей, подробного анализа ее условий.
Публикация «Консультация „Особенность развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Советские психологи и педагоги Я. А. Пономарев, В. А. Крутецкий, Б. А. Кордемский, А. Насыров определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей. Так, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.
Особенностью занимательных задач является то, что дети приходят к решению в процессе поисковых проб. Причем действия детей имеют разный характер: это практические пробы, предназначенные для угадывания решения в результате постоянных действий. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенны изменения: дети переходят от практических к мысленным пробам, уменьшается их количество, так как вырабатываются умения. Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка - это особый вид проявления творчества нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач возрастает по мере овладения детьми определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих принципов, способов решения простых задач на более сложные.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.
Классифицировать занимательный материал можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Пример задач-шуток:
1. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке - показать на наглядном материале.)
3. Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет, превратится в лед.)
4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
5. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
6. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков - показать на наглядном материале.)
7. Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (Сделали 2 разреза.)
8. Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось? (Получилось 6 частей.)
9. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах было поровну.)
10. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе - поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть, какую часть получил каждый? (Каждая девочка получила по одной второй части от яблока, а мальчики - по одной четвертой части от яблока. Одна вторая часть больше, чем одна четвертая.)
11. На столе стоял полный стакан кефира, а рядом - стакан, наполненный только до половины. Как разделить кефир поровну между 3 детьми? (Каждый должен получить по полстакана кефира.)
12. Дедка, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
13. В 12ч ночи шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (В это же время, значит, в 12 ч ночи, не может быть солнечной погоды.)
14. В автобусе ехало 9 пассажиров. На остановке все, кроме 3 пассажиров, вышли. Сколько пассажиров осталось в автобусе? Сколько пассажиров вышло? (Осталось 3 пассажира, вышло 6 пассажиров.)
15. Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
16. Шли семь старичков, У них семь посошков, На каждом посошке семь сучков, На каждом сучке семь узелков, В каждом узелке семь пирогов, В каждом пироге семь воробьев, У каждого воробья семь хвостов. Сколько было старичков? (7 старичков.)