Любовь Горькая
Особенность работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно федеральным образовательным стандартам дошкольного образования речевое развитие — одна из важнейших образовательных областей, поскольку речь является инструментом в познании ребёнком окружающего мира. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. В исследованиях, посвящённых проблемам развития и коррекции речи детей, традиционно много внимания уделяется вопросам объёма, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с нарушениями речи. Однако такой важнейший компонент педагогической деятельности как формирование мотивации оказывается крайне мало изученным. Вместе с тем вопрос формирования и поддержания мотивации имеет большое значение при выборе эффективных методов и средств коррекционной работы. Поэтому исследование данной проблемы перспективно в плане повышения эффективности логопедического воздействия. Эта проблема в той или иной мере затрагивалась в работах некоторых авторов (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Ж. М. Глозман, В. К. Воробьёва, Т. Б. Филичева, И. Ю. Козина). В ходе исследований мотивации детей старшего дошкольного возраста к логопедическим занятиям, проведённым С. М. Валявко, было выявлено более 50% детей с низкой мотивацией, что свидетельствует об особой актуальности изучения этой темы [1; 2]. Н. А. Ухина, исследуя мотивацию дошкольников к исправлению речевых нарушений, выявила, что наиболее значимо для детей получение удовольствия
Публикация «Особенность работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Оценка по данным критериям проводилась в течение недели в начале коррекционной работы и через три месяца занятий. Выводился средний арифметический показатель по каждому критерию. Сравнительный анализ данных показывает более высокий уровень мотивации детей экспериментальной группы. Мотивационная включенность детей из этой группы увеличилась на 36% по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности использования нестандартных пособий с крышками для формирования мотивации детей старшего дошкольного возраста к логопедическим занятиям Таким образом, использование предлагаемых пособий с крышками помогает организовать работу с дошкольниками интереснее и разнообразнее, побуждает ребенка к активности, поддерживает его интерес к логопедическим занятиям, позволяет создать благоприятные условия для его развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи с включением в работу разных анализаторов.
Из года в год в нашем учреждении увеличивается количество воспитанников с ОВЗ. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития. Для обеспечения равных стартовых возможностей детям с речевыми и познавательными нарушениями различного характера необходимо направить усилия всех участников образовательного процесса ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи и познавательных процессов, а также успешная адаптация детей к школьному обучению обеспечивается интегрированными связями между специалистами ДОУ, воспитателями, родителями. Необходимым и важным условием при создании единого развивающего пространства в ДОУ является организация работы с родителями. Для эффективного сотрудничества с родителями мы используем интерактивные формы работы : мастер-классы, практикумы, тренинги. Сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из мастер-классов «Сказка с подсказкой», в основе которого лежат технологии: песочная терапия, сказкотерапия и наглядное моделирование. Эти технологии мы широко используем в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Для достижения положительных результатов в данном направлении мы предлагаем родителям воспитанников стать активными участниками в развитии своих детей. Мастер-классы не только расширяют их знания по отдельным вопросам, но и помогают получить практические навыки, умения, которые затем родители с желанием применяют в домашних условиях.
В процессе моделирования взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к обычным упражнениям. Благодаря наглядному моделированию можно легко проанализировать структуру сказки, помочь ребёнку запомнить её содержание, облегчить пересказ. Дошкольники с ОВЗ активно реагируют на содержание сказки, сочувствуют персонажам, охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечают на вопросы. Обыгрывая сказку на песке, дополняя сказочное пространство
Сегодня каждый десятый человек на планете имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Это могут быть психические, физические нарушения и дефекты. У многих детей с ОВЗ выявляются органическое поражение ЦНС, множественные пороки развития головного мозга, верхних и нижних конечностей, ДЦП, гидро- и микроцефалия, фетальный алкогольный синдром (ФАС, синдром Дауна, врожденные расщелины верхней губы и неба. В связи с заболеванием у них отмечаются нарушения в развитии познавательной деятельности, внимания, памяти, мышления, гиперактивное поведение, отмечается низкий уровень эмоционально-волевой сферы. Все это негативно влияет на формирование личности ребенка, его физическое, умственное и речевое развитие. Длительное время работая с такими детьми, я знаю, как непросто найти тот способ взаимодействия, который приведет к успеху, подобрать нужный материал для каждого ребенка, чтобы помочь ему почувствовать, что он тоже может быть успешным. Для успешного решения задачи развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, музыкальный руководитель и логопед на совместных занятиях используют элементы логоритмики. Логоритмика — система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции у них элементарной активности; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Музыка на занятиях с элементами логоритмики — организующее начало движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений. Дети легко справляются со всеми логоритмическими упражнениями, поскольку их увлекает игровая деятельность. Занятия могут проводиться в групповой и индивидуальной форме. Важно акцентировать внимание не на особенностях детей, а на достижениях, дать воспитанникам понять, что в будущем они смогут сделать больше и лучше. Особое место в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми ОВЗ занимает культурно-досуговая деятельность (утренники, праздники и развлечения) как одна из форм социальной адаптации детей. Досуг — комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания, социализации воспитанников. Праздники — действенное средство воспитания, а активное, творческое участие в нем — залог того, что дети получают истинное наслаждение, радость, удовлетворение. Эмоциональный подъем, ожидание праздника обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.
Организация праздника для детей — трудоемкая работа, требующая много сил и внимания. Материал для утренников и развлечений побирается и планируется музыкальным руководителем совместно с логопедом, дефектологом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей, уровень их речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребенка. В проведении праздников для детей с ОВЗ есть специфика. Зал заранее подготавливается и украшается, чтобы воспитанники могли осмотреть его до праздника и освоиться в новом пространстве. Лучше провести репетицию в костюмах, чтобы дети привыкли к ним. Удачное проведение праздника для детей определяют, прежде всего, хорошо продуманный сценарий и предварительная работа по ознакомлению с материалом, в меру насыщенным зрелищам и выступлениями. Сценарии утренников и развлечений строятся на хорошо знакомой информации и как развернутая и занимательная по форме сюжетная игра, в которой дети не выступают с отдельными номерами, а включаются в действие. Игры и танцы основаны на песнях, тексты которых подсказывают какие движения нужно выполнять. Такие подсказки способствуют развитию понимания словесной инструкции и способствуют расширению словарного запаса детей. Каждому ребенку дается возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение. Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самая ответственная роль — ведущий. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Чтобы снизить утомляемость детей, я часто меняю виды деятельности, так как это позволяет поддерживать интерес ребенка. На праздниках всегда используются знакомые детям игры, в которые они уже играли на занятиях музыкой. Игры позволяют детям расслабиться и подвигаться. Праздник не должен быть растянут во времени, поскольку детям трудно слишком долго удерживать внимание на происходящем. В структуру праздника включаю также различные сюрпризные моменты. Праздники духовно обогащают наших воспитанников, расширяют их представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных занятиях, побуждают к творчеству и общению. Таким образом, можно говорить о благотворительной роли именно музыкальных занятий и утренников в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: повышается психическая активность, уровень саморегуляции, развиваются эмоциональноличностная сфера, коммуникативные навыки. И пусть дети с ОВЗ все делают не так четко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, поют и играют, получают от этого радость и удовольствие. Положительно и эмоционально заряжаясь, организм ребенка открывается добру и красоте. Дети, погруженные в атмосферу радости, становятся более устойчивыми ко многим неожиданным ситуациям, стрессам и разочарованиям. Праздник вызывает в ребенке особые эмоции, побуждает интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, необходимые детям с отклонениями в физическом и психическом развитии. Именно эти качества важны для развития творческой, свободной Личности, готовой жить в новых условиях изменяющегося Мира.
Вопрос о развитии связной речи в процессе продуктивной деятельности является для нашего детского сада актуальным, так как ДОУ № 407 входит в состав федерального эксперимента по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3–7 лет в комплексной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей». Конечно же, учителя-логопеды, которые работают с детьми с ТНР, принимают участие в эксперименте, ищут пути наиболее эффективного речевого сопровождения продуктивной деятельности. Формирование связной речи мы рассматриваем по следующим направлениям: 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: • морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); • синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); • словообразование. 4. Развитие связной речи: • диалогическая (разговорная) речь; • монологическая речь (рассказывание). 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.