таня новикова
Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
Корни национальной психологии, национального характера, мышления и
самосознания закладываются в дошкольном детстве. В этот период активно
формируются нравственные нормы поведения, закладываются основы таких
чувств и качества характера, которые невидимо, но глубоко и крепко
связывают его со своим историческим корнем, влияют на формирование
исторической памяти, любви к родителям, близким, отчему дому, народу,
чувства преданности Родине, закладываются основы национального
менталитета.
Публикация «Основы использования народной игрушки для приобщения дошкольников к национальному наследию» размещена в разделах
Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она
влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее
творческих способностей, активизирует продуктивную деятельности,
способствует формированию самостоятельности детей.
Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип
представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную
задачу, учит добру и красоте, мудрости и сопереживанию.
Как свидетельствует анализ психолого-педагогических источников,
нравственное становление дошкольника оптимально реализуется тогда,
когда ребенок растет и развивается, усваивая духовное наследие своего
народа. Когда в воспитательном процессе широко используются вековые
средства влияния, благодаря которым каждое последующее поколение,
практически продолжает национальные традиции и обычаи, семейно-
бытовую и общественную культуру.
Традиция является основным механизмом передачи из поколения в
поколение духовных ценностей, идеалов, которые лежат в основе народного
характера.
Обычай - это бытовая традиция. Функционирование традиций и обычаев
обеспечивается социально-психологическими механизмами: эмоциональной
заразительностью, наследованием, переубеждением. Придерживаясь
традиции той или иной социальной среды, человек выражает солидарность
и принадлежность к нему. За это он получает от него одобрение и
поддержку - источник позитивно окрашенного, приятного эмоционального
состояния, которое можно назвать чувством защищенности и поддержки.
Народ всегда выступал воспитателем молодого поколения, только народное
воспитание, отмечал К. Д. Ушинский, является, живим органом в
историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает
чрезвычайное воспитательное воздействие на формирование национального
характера, национальной психологии человека. Неудивительно ли после
этого, что воспитание, созданное самим народом и построенное на
народных основах, имеет воспитательную силу, которой нет в наилучших
системах, построенных на абстрактных идеях или заимствованных у других
народов.
Значительный интерес представляют работы, в которых раскрываются
прогрессивные достижения народной педагогики, определяется роль
народной игрушки в воспитании детей. Отмечается, что дети всех народов
мира имеют характерную черту – естественное стремление к игре. По
своему содержанию игры детей тесно связаны с жизнью, трудом и
поведением взрослых членов общества. Сюжеты игр очень разнообразны.
Они меняются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка.
Народная педагогика выделяет две основные группы игр – спонтанные и
сюжетные (ролевые). Игры первой группы возникают сами по себе. Во время
их дети наследуют функции взрослых, те, которые в будущем станут для них
серьезной обязанностью. В массовой практике народного воспитания
ребенок приобщается к игре очень рано. Первые формы игры появляются
уже во втором полугодии первого года жизни ребенка. Это разнообразные
манипуляционные действия с разными предметами. К завершению
раннего детства с развитием самостоятельности ребенка, появляется
ролевая, или творческая игра, как основной вид игровой деятельности.
Ролевой она называется потому, что дети стремятся выполнить в ходе игры
определенные функции взрослого человека. В ролевых играх отображается,
как правило, все то, что придется делать ребенку, когда он станет взрослым.
Дети очень наблюдательны, внимательны и впечатлительны, склонны к
подражанию. Все, что они слышат, видят в семейной и общественной жизни,
труде, отображается в их играх. Подражая старшим, дети играют «в свадьбу»,
нянчат младенцев, участвуют в строительстве домов, мостов, приготовлении
еды. То есть делают то, что они со временем будут делать в реальной жизни.
В этих играх девочки выполняют функции женщин, а мальчики – мужчин.
Реакция, на увиденное, бывает очень оперативной. Например, достаточно
ребенку побывать в магазине, как он сразу под свежим впечатлением,
начинает играть в магазин, а после посещения врача - в больницу.
Дети также любят представлять себя в роли животных – котов и собак,
кукушек, курочки, петушка и многих других. То, что в обыкновенной
неигровой ситуации для ребенка является скучным и утомительным, в игре,
благодаря ее эмоциональной привлекательности, делается легким и
увлекательным. Правильно организованная игра является действенным
методом формирования таких черт характера как дисциплинированность,
сообразительность, смелость, организованность, сдержанность. Кроме того,
игра учит напрягать усилия, руководить собой, быть точным, придерживаться
правил поведения, действовать в коллективе. Игры, которые отображают
труд взрослых, способствует трудовому воспитанию детей.
Кроме ролевых игр, в детской среде бытуют предложенные народной
педагогикой игры с готовыми правилами – подвижные и умственные, или
дидактические, которые способствуют физическому и интеллектуальному
развитию детей. Выдающиеся педагоги высоко оценивали роль игры в жизни
детей.
Игрушка, являясь постоянным спутником детской игры, условно отображает
реальные предметы, вещи, предназначенные для игр и забав. Игрушка
воспроизводит предметы жизненной и общественной деятельности в
упрощенной и схематизированной форме, такое обобщение
приспосабливает ее к особенностям детей определенного возраста.
Народная игрушка существует в быту с давних времен. Тематика, образы и
содержание игрушек разных народов очень похожи между собой. Они
отображали особенности народного труда и быта, способы изготовления и
оформления.
Необходимо отметить, что кустарная русская народная игрушка
изготовлялась в духе древнерусских народных искусствоведческих и
педагогических традиций и одновременно несла в себе и национальную
окраску. Наиболее популярными были игрушки, которые воспроизводили
предметы домашнего употребления, орудия сельскохозяйственного труда,
средства транспорта, домашние животные, а также кукла.
Мальчики, подражая своим родителям, делали лодочки, тележки,
мельницы, вертушки. Девочки охотно делали игрушки из глины, воска,
травы, кочанов капусты. Наиболее любимой игрушкой для них была кукла, с
которой они вели себя как с живым существом, Они с ней разговаривали,
одевали, шили для нее одежду. Как правило, каждая кукла кого-нибудь
олицетворяла - маму, бабушку, тетку, детей, играя куклами, девочки
готовили себя к будущим обязанностям взрослого человека – обязанностям
жены, матери и хозяйки дома.
Большое влияние на детей оказывают игрушки, которые характеризуются
художественным совершенством. К этому стремились народные умельцы,
изготавливая красивые и привлекательные игрушки. Не случайно в
разговоре, когда кто-нибудь хочет подчеркнуть красоту в чем-либо, говорили:
«Красива, как кукла»
Этнопедагогика содержит в себе ценнейший опыт нашего народа по
всестороннему воспитанию детей. Народная игрушка многофункциональна и
очень эмоциональна, благодаря ей, малыши удовлетворяют и эстетические
потребности, и любознательность, и неутомимое стремление к движению, и
творческое мышление, предрасполагают к коллективному сотрудничеству.
Анализ педагогических исследований свидетельствует о том, что игрушка
выступает важным средством познания окружающего мира, приобщает
ребенка к осознанной деятельности, через действие с игрушкой он
приближается такому способу, который требует от него вещь, символом
которого является конкретная игрушка. Из случайных движений, которые
ребенок осуществляет над вещью, постепенно отрабатывается необходимое
действие, формируется воображение ребенка о вещи и способы действия с
этой вещью.
В игрушке любая вещь приведена в соответствие с размерами к человеку и
представлена так, что ребенок может обхватить ее руками целиком. Через
действие с игрушкой формируется движение ребенка, посредством которого
видна общественная необходимость действия, соответствующего
общественной деятельности.