Приложение МААМ

Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Инга Анучина
Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. Так же это касается и формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Рассмотрим основные понятия "пол", "гендер", "дифференциальная социализация", "гендерная идентификация", гендерные особенности детей дошкольного возраста.

Публикация «Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Гендерное воспитание это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Раннее детство и дошкольный возраст являются ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности. Дети знакомятся и усваивают те эталоны, к которым общество приближает девочек и мальчиков (особенности поведения, речи, внешнего вида, игр, социальных ролей и пр.)

Гендерная идентичность, устанавливается у обоих полов к трем годам. Дети могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, и правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?». Так же к трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если на мальчика надеть платье, он становится девочкой.

В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.

Период от 4-х до 5-лет – это время активной социализации, когда ребенок примеряет социальные роли и демонстрирует соответствующее его полу поведение. Итак, как только ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Л. Колберг (1966) назвал «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки - поведению женщин.

От четвертого к седьмому годам жизни, как отмечает В. Е. Каган, резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки – что мальчики хулиганят и играют в «мужиков». Типичное для данного пола поведение вызывает у ребенка положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли.

К 7 годам дети достигают половой константности – понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей : мальчики и девочки по своему желанию выбирают разные игры и партнеров в них, у них появляются разные интересы, возникают однополые компании.

Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

Основные различия можно обобщить в следующие группы:

• Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.

• Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)

• Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…

• Психолого-педагогические (индивидуальность).

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

• в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

• организации внимания;

• в формах активации эмоций;

• в мотивации деятельности и оценки достижений;

• в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

• быстрее схватывают новый материал;

• легче усваивают алгоритмы и правила;

• любят задания на повторение;

• чаще используют ближнее зрение;

• воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

• лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

• новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

• лучше выполняют задания на сообразительность;

• не терпят однообразия;

• лучше выполняют задания при ярком свете;

• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Для анализа уровня сформированности у детей гендерной идентичности было проведено небольшое исследование с целью выявления уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка, для этого было проведено интервьюирование по изучению гендерных установок

В обследовании участвовало 12 детей среднего возраста (6 мальчиков и 6 девочек)

Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 4 вопроса.

1. Когда вырастишь, кем ты будешь? (тетей/дядей, мужем/женой, папой/мамой).

2. Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?

3. Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?

4. Чем отличаются мальчики от девочек?

Анализ ответов детей на вопрос «Когда вырастишь, кем ты будешь?» показал, что 100% ребят независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем.

Так, 2 девочки (33%) отвечали, что в будущем они будут тетями, 1 девочка (17%) – женой и 3 девочки (50%) – мамами.

Для мальчиков привлекательными оказалось стать папой (50%) – 3 человека, мужем (2 человека)- 33% и дядей (1 человек)- 17%.

При ответе на второй вопрос «Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно, т. е. пол не обратим.

На вопрос «Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно.

Также мы выявили, в чем, по мнению детей, разница между мальчиками и девочками. Воспитанники выделяли следующие различия: одежда, длина волос, сила, рост.

В целом, результаты обследования позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности гендерной идентичности у детей из данной группы (средняя группа) сформирован, на достаточному ровне.

Список литературы

1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие. - М. : Логос, 2002

2. Климина Л. В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Журнал «дошкольное воспитание» № 5/2012

3. Кон И. С. Ребенок и общество. — М. : Изд. - во Центр «Академия», 2003. —336 с.

4. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.

Публикации по теме:

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста 1 слайд Тема методического объединения 2 слайд Понятие 3 слайд – 4 слайд Формирование гендерной идентичности – одна из задач реализации.

Спортивное развлечение «Веселые старты». Калининград, МАДОУ ЦРР Детский сад «101. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июня 2014 в 07:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инга Анучина (УИ 112498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД