Инга Анучина
Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. Так же это касается и формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Рассмотрим основные понятия "пол", "гендер", "дифференциальная социализация", "гендерная идентификация", гендерные особенности детей дошкольного возраста.
Публикация «Основы формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.
Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Гендерное воспитание это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Раннее детство и дошкольный возраст являются ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности. Дети знакомятся и усваивают те эталоны, к которым общество приближает девочек и мальчиков (особенности поведения, речи, внешнего вида, игр, социальных ролей и пр.)
Гендерная идентичность, устанавливается у обоих полов к трем годам. Дети могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, и правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?». Так же к трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если на мальчика надеть платье, он становится девочкой.
В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.
Период от 4-х до 5-лет – это время активной социализации, когда ребенок примеряет социальные роли и демонстрирует соответствующее его полу поведение. Итак, как только ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Л. Колберг (1966) назвал «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки - поведению женщин.
От четвертого к седьмому годам жизни, как отмечает В. Е. Каган, резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки – что мальчики хулиганят и играют в «мужиков». Типичное для данного пола поведение вызывает у ребенка положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли.
К 7 годам дети достигают половой константности – понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей : мальчики и девочки по своему желанию выбирают разные игры и партнеров в них, у них появляются разные интересы, возникают однополые компании.
Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.
Основные различия можно обобщить в следующие группы:
• Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
• Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
• Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
• Психолого-педагогические (индивидуальность).
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
• в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
• организации внимания;
• в формах активации эмоций;
• в мотивации деятельности и оценки достижений;
• в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки :
• быстрее схватывают новый материал;
• легче усваивают алгоритмы и правила;
• любят задания на повторение;
• чаще используют ближнее зрение;
• воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
• лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
• новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
• лучше выполняют задания на сообразительность;
• не терпят однообразия;
• лучше выполняют задания при ярком свете;
• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Для анализа уровня сформированности у детей гендерной идентичности было проведено небольшое исследование с целью выявления уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка, для этого было проведено интервьюирование по изучению гендерных установок
В обследовании участвовало 12 детей среднего возраста (6 мальчиков и 6 девочек)
Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 4 вопроса.
1. Когда вырастишь, кем ты будешь? (тетей/дядей, мужем/женой, папой/мамой).
2. Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?
3. Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?
4. Чем отличаются мальчики от девочек?
Анализ ответов детей на вопрос «Когда вырастишь, кем ты будешь?» показал, что 100% ребят независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем.
Так, 2 девочки (33%) отвечали, что в будущем они будут тетями, 1 девочка (17%) – женой и 3 девочки (50%) – мамами.
Для мальчиков привлекательными оказалось стать папой (50%) – 3 человека, мужем (2 человека)- 33% и дядей (1 человек)- 17%.
При ответе на второй вопрос «Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно, т. е. пол не обратим.
На вопрос «Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно.
Также мы выявили, в чем, по мнению детей, разница между мальчиками и девочками. Воспитанники выделяли следующие различия: одежда, длина волос, сила, рост.
В целом, результаты обследования позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности гендерной идентичности у детей из данной группы (средняя группа) сформирован, на достаточному ровне.
Список литературы
1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие. - М. : Логос, 2002
2. Климина Л. В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Журнал «дошкольное воспитание» № 5/2012
3. Кон И. С. Ребенок и общество. — М. : Изд. - во Центр «Академия», 2003. —336 с.
4. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.