Мария Маршалко
Основные этапы дофонемного развития речи и их характеристика
▼ Скачать + Заказать документы
Основные этапы дофонемного развития речи и их характеристика
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…
КРИК….
ГУЛЕНИЕ….
ЛЕПЕТ…
ЛИТЕРАТУРА….
ВВЕДЕНИЕ
Развитие детской речи до трех лет традиционно делится на три основных этапа :
1) дофонемный этап (первый год жизни, в котором в свою очередь выделяются стадия крика, стадия гуления и стадия лепета;
2) этап первоначального освоения языка - дограмматический (второй год жизни);
Публикация «Основные этапы дофонемного развития речи и их характеристика» размещена в разделах
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни).
Исследователь детской речи В. Штерн утверждал, что началом речи считают тот момент, когда ребенок впервые произносит звуки, связанные с сознанием их значения и намерением сообщения. Но этот момент, отмечал он, имеет предварительную историю, которая, в сущности, начинается с первого дня жизни. Овладению ребенком самостоятельной речью предшествует так называемый дофонемный (доречевой) этап, который характеризуется становлением эмоционально-личностного общения со взрослым, развитием понимания его речи и подготовкой к оформлению собственной речи. На этом этапе происходит развитие речевого и фонематического слуха ребенка и его артикуляционного аппарата, что проявляется в произнесении различных типов вокализаций (к которым относится крик, плач, гуление, лепет).
Человек рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, рядом инстинктов и безусловных рефлексов. Весь первый год жизни ребенок превращает полученные при рождении рефлекторно-двигательные реакции (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т. п.).
КРИК
Крик - первая неосмысленная фонация ребенка, что представляет собой инстинктивную защитную реакцию на любой дискомфорт. Для ребенка это пока практически единственный способ установления контакта с матерью. Довольно быстро младенец на рефлекторном уровне устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением дискомфорта. С этой поры крик адресуется взрослому, приобретает знаковые функции. Если взрослый никак не реагирует на крик, сообщение ребенка теряет всякий смысл, и уже с этого времени, могут начаться сбои в формировании речи.
Вторая рефлекторная реакция ребенка - улыбка, которая сначала является только физиологическим проявлением удовольствия. После трех недель жизни ребенка она уже адресуется взрослому. К трем месяцам улыбка направлена на то, чтобы вызвать обратную реакцию взрослого.
Таким образом формируется дословесная система коммуникации, которая состоит из знаков: жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков и т. п. Знаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. С появлением "нормального" языка они не исчезают совсем, а уходят вглубь языкового сознания ребенка, создают базис для формирования интеллекта.
Обычно подготовительный этап делится на три периода. Первый период - этап эмоционального общения ребенка с взрослым - охватывает время от 1 до 5-6 месяцев жизни. На втором-третьем месяцах жизни появляется так называемый комплекс оживления. Ребенок реагирует на приближение взрослого радостным возбуждением – на лице появляется улыбка, глаза озаряются радостью, усиливается телесная моторика, возникают первичные вокализации. Стадия крика, которая длится примерно первые два месяца жизни, сменяется гулением и гуканьем. Крик как проявление дискомфорта трансформируется в плач.
ГУЛЕНИЕ
Гуление - монотонная вокализация - гласноподобные звуки (а-аа, э-э-э, ууу-уу). Эти звуки отсутствуют в речи взрослого человека. Позже, примерно с четырех месяцев, появляется гуканье (звуки "агу", «э», «и»).
В конце четвертого месяца жизни ребенок сам начинает с помощью речевых звуков звать взрослого на взаимодействие, перекликается с ним на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха.
На пятом месяце, увидев близкого человека, ребенок выдает целый поток речевых звуков, которые обращены непосредственно к нему, призывает подойти, подолгу напевно гулит, улыбается, отличает тон, с которым к нему обращаются. В этом возрасте дети по звучанию определяют место нахождения предмета, разыскивают взрослого, услышав его голос, подают громкие звуки, подолгу занимаются с игрушками.
К пяти-шести месяцам в речи ребенка появляется лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков, напоминающих комбинации согласный + гласный. Обычно это многократное произнесение отдельных слогов (ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и др.). Звуки затихают только тогда, когда уставший малыш засыпает.
ЛЕПЕТ
Лепет подготавливает речь. Слоговые цепочки становятся все более разнообразными. Создается впечатление, что малыш говорит на своем собственном языке, создавая целые фразы, делая утверждения, задавая вопросы. Практически все компоненты звучащей речи : тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием речи эти компоненты будут подчиняться слову и фразе. А пока лепет – это особая форма самостоятельной деятельности ребенка, дофонемное средство общения и способ выражения эмоционального состояния.
Второй период подготовительного этапа (от 6 до 11 - 12 месяцев) - становление общения взрослого с ребенком на основе понимание речи взрослого, а затем - произнесение первых слов. Оcнo вными предпосылками реакции ребенка на звукокомплекс являются: выделение предмета среди других, наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции.
С 10-11 месяцев жизни ребенок начинает реагировать на содержание слова. При этом слово для ребенка еще не приобрело обобщенного значения, ребенок связывает его с конкретным предметом.
Во втором полугодии жизни ребенок перенимает и звуки собственного лепета, позже лепет обогащается новыми звуками на основе подражания речи взрослого. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. 10-11-месячный ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова, усваивая новую артикуляцию.
Третий период подготовительного этапа (10-12 месяцев - второй год жизни) - начало развития самостоятельной речи ребенка.
Дети много лепечут, перенимают новые звуки, звукосочетания, нетрудные слова. В этот период в речи ребенка появляются первые нормативные словообозначения для близких взрослых (мама, папа, тетя, баба, названия еды и питья или посуды для них (мако, отдельных действий (дай, появляются слова «да» и «нет». Кроме слов лепетного происхождения, в словарь малыша входят звукоподражательные элементы. Эти слова отражают фундаментальное свойство первых наименований - стремление приблизить звуковую форму к предмету или явлению, которое они обозначают.
В целом в словаре однолетнего ребенка обычно насчитывается от 3-5 до 10 -12, иногда до 20 слов, обозначающих названия лиц и предметов. Главное – слова приобретают предметную отнесенность, что создает основу для освоения ребенком их значений.
Литература:
1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов
2. Исенина, Е. И. Дофонемный период развития речи у детей
3. Кольцова, М. М. Ребенок учится гово