Светлана Анатольевна Головкина
Основные подходы к анализу результативности коррекционно-диагностической работы ПМПК Сормовского района
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы к анализу результативности коррекционно-диагностической работы ПМПК Сормовского района во взаимодействии с ПМП консилиумами образовательных организаций Сормовского района г. Н. Новгорода.
Головкина С. А. руководитель ПМПК Сормовского района,
лауреат премии г. Н. Новгорода.
. Деятельность коррекционной службы района направлена на достижение цели: обеспечение здоровьесберегающего пространства в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, решалась с учетом следующих направлений:
Публикация «Основные подходы к анализу результативности коррекционно-диагностической работы Пмпк Сормовского района» размещена в разделах
1) диагностика детей школьного и дошкольного возраста с проблемами речевого, познавательного развития, поведения;
2) организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов (далее ПМПк) образовательных организаций (далее ОО) района;
3) психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, в. т. ч. детей с инвалидностью на основе изучения их психофизических особенностей.
В условиях интегрированного образования актуальной становится проблема создания индивидуальных программ развития детей с ОВЗ, особенно это важно при работе с детьми с инвалидностью и детьми со сложной структурой нарушений психофизического развития.
Эффективность индивидуальной программы во многом зависит от качества собранной диагностической информации, полученной в результате профессионально проведенного комплексного психолого-медико-педагогического изучения особенностей психофизического развития детей.
Работа с детьми с ОВЗ осуществлялась в соответствии с «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК)» :
- I этап: методическое обеспечение изучения особенностей формирования ведущих видов деятельности методом психолого-педагогического наблюдения за особенностями психофизического развития с целью выявления детей, имеющих нарушения познавательного, речевого развития и эмоционально-волевой сферы.
- II этап – дифференциальная диагностика детей в рамках ПМПК с целью изучения особенностей психофизического развития и подготовки рекомендаций по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, в. т. ч. определению образовательной программы обучения детей с ОВЗ.
- III этап – взаимодействие с ПМПк ОО по вопросу анализа результативности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития в рамках расширенных заседаний ПМПк ОО Сормовского района.
В образовательных организациях района работают 44 ПМПк : 31 – в МБДОУ, 13 – в школах.
Работа ПМПк организована в соответствии с Положением о ПМПк ОО. Основные задачи :
- выявление детей, имеющих проблемы в усвоении образовательной программы,
- осуществление взаимодействия с ПМПК по созданию условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
С целью совершенствования диагностической работы в рамках экспериментальной деятельности ПМПК и обеспечения результативности коррекционно-диагностической работы специалистами ПМПК совместно со специалистами ПМПк ОО разработаны и адаптированы определенные модели диагностической документации; методические разработки по составлению этой документации и наглядно-дидактического сопровождения к документации.
В контексте данного направления деятельности организованы методические консультации для педагогов образовательных организаций в рамках ПМПк, РМО педагогов СКК, ГКН, совещаний руководителей школ, МБДОУ, в форме индивидуальных консультаций.
В результате проведённой работы (I, II этап диагностики) в образовательных организациях района специалистами ПМПк во взаимодействии с ПМПК выявлено 613 детей, имеющих проблемы речевого и познавательного развития, из них 208 школьного возраста, 405 дошкольного возраста.
Собранная информация позволяет сделать вывод о тенденции, предполагающей поиск новых подходов к построению коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в едином образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка. В связи с данной проблемой одной из основных задач является выявление «проблемных» детей со сложной структурой нарушений, что обеспечивает действенную помощь за счёт организации коррекционной работы с ними на ранних этапах развития.
Результаты коррекционно-развивающей работы на основе данных
психолого-педагогической диагностики.
В ПМПК за учебный год обследовано 583 ребенка школьного и дошкольного возраста.
На основании проведенной комплексной диагностики выявлено:
- 347 детей дошкольного возраста, из них направлено в ГКН 177 человек,
- 159 детей школьного возраста, их них направлено в СКК 70 человек.
Кроме того, 77 детей получили в течение года консультативно-диагностическую и коррекционную помощь специалистов ПМПК по проблемам развития речи, психических процессов, нарушения поведения и др. Использовались различные формы работы : индивидуальные, групповые консультации в условиях ПМПК, а так же в рамках работы ПМПк ОО района.
С целью оказания помощи детям-инвалидам ПМПК в рамках сотрудничества с БМСЭ участвовала в составлении индивидуальных коррекционно-развивающих программ для работы с детьми-инвалидами на основе проведенной специалистами ПМПК комплексной психолого-медико-педагогической диагностики.
Программа составляется с учетом психофизических особенностей детей-инвалидов, что позволяет создать оптимальные условия для развития ребенка-инвалида с учетом их потенциальных возможностей с целью успешной последующей социализации. Основные направлению программы включены в индивидуальную программу развития ребенка с инвалидностью.
ПМПК за год оказана помощь 28 детям с инвалидностью.
Перспективные направления деятельности ПМПК - продолжить работу по адаптации модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
1. организовать цикл обучающих семинаров-практикумов для учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, учителей и воспитателей образовательных организаций района по моделированию индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
2. в рамках РМО систематизировать инновационные методы и приемы по формированию коммуникативных функций у детей с ОВЗ;
3. провести экспертизу психолого-педагогической документации, в которой представлены разделы модели психолого-педагогического сопровождения (речевые карты логопедов, диагностические карты психологов, тематические планы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, учителей и воспитателей СКК и ГКН);
4. проанализировать документацию образовательных учреждений: годовые планы, протоколы методических объединений, протоколы заседаний консилиумов школ и МБДОУ с целью изучения вопроса о планировании и организации работы по обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода к образованию детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития.