Приложение МААМ

Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника

Александр Владимирович Гришин
Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Основным методом определения коммуникативного компетентности является наблюдение. Предлагаемая схема наблюдения направлена на выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Данная схема наблюдения направлена на выявление:

• возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т. д.);

• индивидуальных особенностей общения ребенка;

• детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т. д.);

• особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.

Темочки:

На основе исследований отечественных психологов, нами были выделены критерии наблюдения за общением детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в ГОУ. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни.

Параметры оценки коммуникативной компетентности дошкольника:

• Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим детям за определенный отрезок времени.

• Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику – деловые, игровые, познавательные, личностные. Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются а) по степени преобладания, б) по наличию разных целей обращения;

– преобладающий мотив общения (деловой, игровой, познавательный, личностный мотив преобладает);

– разнообразие мотивов общения

• Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.

• Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.

• Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников – положительное, амбивалентное или отрицательное.

• Продуктивность общения – показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.

• Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом детей.

• Тип общения – преобладающие стратегии общения: сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.

• Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.

• Способ выхода из конфликтной ситуации (деструктивные способы выхода из конфликтной ситуации, неконструктивные способы выхода из конфликта, конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации).

Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется:

– наличием инициативности, разнообразием мотивов;

– положительным отношением к сверстникам;

– популярностью ребенка;

– высокой продуктивностью;

– наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении;

– реализацией конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации.

Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным наблюдения за детьми разных возрастных категорий:

– низким уровнем инициативности в общении;

– преобладанием отрицательного отношения к сверстнику;

– низким уровнем популярности;

– отрицательным отношением к ребенку со стороны сверстников;

– ребенок редко достигает целей обращения к другим детям;

– отсутствием просоциального поведения и не способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Сочетание разных параметров определяет множество вариантов развития общения, индивидуальные особенности развития коммуникативной сферы.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника
Опубликовано: 5 января 2025 в 13:37
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД