Александр Владимирович Гришин
Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Основным методом определения коммуникативного компетентности является наблюдение. Предлагаемая схема наблюдения направлена на выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Данная схема наблюдения направлена на выявление:
• возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т. д.);
• индивидуальных особенностей общения ребенка;
• детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т. д.);
• особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
На основе исследований отечественных психологов, нами были выделены критерии наблюдения за общением детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в ГОУ. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни.
Параметры оценки коммуникативной компетентности дошкольника:
• Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим детям за определенный отрезок времени.
• Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику – деловые, игровые, познавательные, личностные. Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются а) по степени преобладания, б) по наличию разных целей обращения;
– преобладающий мотив общения (деловой, игровой, познавательный, личностный мотив преобладает);
– разнообразие мотивов общения
• Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.
• Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.
• Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников – положительное, амбивалентное или отрицательное.
• Продуктивность общения – показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.
• Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом детей.
• Тип общения – преобладающие стратегии общения: сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.
• Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.
• Способ выхода из конфликтной ситуации (деструктивные способы выхода из конфликтной ситуации, неконструктивные способы выхода из конфликта, конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации).
Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется:
– наличием инициативности, разнообразием мотивов;
– положительным отношением к сверстникам;
– популярностью ребенка;
– высокой продуктивностью;
– наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении;
– реализацией конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации.
Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным наблюдения за детьми разных возрастных категорий:
– низким уровнем инициативности в общении;
– преобладанием отрицательного отношения к сверстнику;
– низким уровнем популярности;
– отрицательным отношением к ребенку со стороны сверстников;
– ребенок редко достигает целей обращения к другим детям;
– отсутствием просоциального поведения и не способностью к сотрудничеству со сверстниками.
Сочетание разных параметров определяет множество вариантов развития общения, индивидуальные особенности развития коммуникативной сферы.