татьяна чистополова
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в средней группе «Чудо вокруг нас — воздух»
«Чудо вокруг нас - воздух»
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Образовательные области : «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи :
• Учить наблюдать воздухом, его свойствами.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Публикация «Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в средней группе „Чудо вокруг нас — воздух“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Развивать умение делать выводы на основе собственного опыта.
• Формировать мышление, развивать речь, учить аргументировать свои ответы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность.
• Воспитывать интерес к окружающей природе
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, фартуки (по количеству детей, миска с водой, игрушки и другие мелкие предметы (плотные и полые, гуашь, листы бумаги (по количеству детей, фонарики (по количеству детей, емкости с водой и трубочки (по количеству детей, салфетки, шары (с воздухом и водой, мыльные пузыри (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, юных исследователей и гостей.
Приветствие
Встаньте дети, встаньте в круг
Справа друг и слева друг.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень необычно одеты, вы решили заняться опытами. Я верно поняла? Вы позволите мне присоединиться к вашей работе? Я надеялась на нашу совместную работу и подготовила для вас загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(ответы детей)
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. А как вы можете его поймать? Для этого мы проведем исследование. Хотите, я научу вас ловить воздух?
(ответы детей)
Опыт 1. «Поймай воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, какой пакет тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в него. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь завяжем кончики пакета. Он полон воздуха и похож на. (ответы детей). Воздух занял всё место в пакете.
Вывод: чтобы "увидеть" воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Какого цвета воздух? (ответы детей)
На столах у нас фонарики. Давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
(ответы детей)
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом почему? Дети: потому что у воздуха нет цвета, т. е. он прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А есть ли внутри людей воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Что вы видите перед собой. Да, стаканчики с водой и трубочка. Возьмите трубочку и опустите ее в стакан с водой, Подуйте. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А как вы считаете, чем наполнены эти пузырьки, из чего они?
(ответы детей).
А пузырьки, которые мы видим – это и есть воздух.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
- А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
(ответы детей)
Ребята, воздух тонет в воде?
(ответы детей)
Мы сейчас с вами проверим. А пока подготовимся к следующему опыту.
Физкультминутка:
Я с утра сегодня встал,
Начал дуть в воздушный шар.
Стал мой шарик все толстеть
Попытался улететь.
Но внезапно шарик: Бах!
Воздух убежал от нас.
Воспитатель: Мы сейчас попытаемся выяснить, что легче: воздух или вода? Вот 2 воздушных шарика : в одном внутри вода, в другом - с воздух. Давайте определим, какой из шаров тяжелее? (ответы детей)
Убедились, что шар с воздухом легче, чем с водой.
У меня в мешочке спрятаны разные предметы, в одних есть воздух внутри, а в других – нет. Вот мы с вами должны определить, какие предметы утонут, а какие будут плавать.
Дидактическая игра: «Плавает - не плавает». Дети достают из мешочка предметы: камушек, ложку, мяч, ключ, кораблик, деревянный кубик и др. мелкие предметы и опускают в миску с водой, называя предметы, которые не утонули в воде. Воспитатель уточняет, что данные предметы заполнены воздухом. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, не тонут, а плавают на поверхности.
Воспитатель: Ребята, воздух – это такое чудесное явление, с помощью которого можно даже рисовать. Хотите попробовать? Проходите, садитесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю- кляксография»
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр капли, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем каплю от центра в разные стороны. Посмотрите, как у нее разбегаются в разные стороны «ножки». А теперь давайте этот эксперимент проведёте вы. И подключите свою фантазию, чтобы получились чудесные рисунки.
Ребята, какие получились у вас рисунки? Вам понравилось рисовать воздухом? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими учеными и отлично поработали. В ходе наших опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «поймать».
- что воздух легче воды.
- что воздух есть внутри людей.
- что воздух есть внутри предметов.
Скажите, что больше всего вам понравилось в нашей работе? (ответы детей)
Ребята, мне было интересно участвовать с вами в экспериментах. И по итогам нашей работы я дарю вам мыльные пузыри, чтобы вы дальше продолжали эксперименты уже с воздухом и мылом.