Ольга Бочарова
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• закрепить знания о разновидностях тканей, учить различать их по внешнему виду. называть отдельные виды ;
• учить различать ткани растительного и животного происхождения, закрепить алгоритм их изготовления;
• познакомить с синтетическими тканями, их свойствами и назначением
• показать зависимость видов тканей и видов одежды;
• Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей одежде.
• Пополнить словарный запас: синтетические ткани, болоньевая ткань, воздухонепроницаемая, непромокаемая, огнеупорная.
Публикация «Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим „В музее ткани“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Материал:
Музей ткани представлен различными экспонатами (натуральным и иллюстративным материалами). Прялка, веретено, изображение механического и электрического ткацких станков, иглы, спиц, швейной машины. Коллекция тканей. Образцы кокона тутового шелкопряда, коробочки с хлопком, кусок овечьей шерсти, гербарный образец цветущего льна, катушки с хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, образцы шпагата, ниток мулине. Модели с алгоритмом получения тканей из шелка, шерсти, хлопка, льна. Игра «Какая ткань лишняя и почему», атрибуты к игре «Ателье», журналы моды. Куклы в одежде первобытных людей, в сезонной одежде. Картинки с изображением людей в специальной одежде. Работы детей и родителей из тканей.
Ход занятия.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите, вы все красивые, нарядно одетые, у вас разные вещи и все они сшиты из чего?
- Из ткани.
- И вот сегодня мы побываем в музее ткани. Подойдите ко мне и давайте вместе рассмотрим.
В нашем музее представлены материалы, из которых получают ткани, старинные приспособления и современные машины по переработке сырья для получения тканей, разные виды одежды, игры, схемы и разные образцы тканей, поделки из тканей.
В. -Ребята, скажите, для чего человеку нужны ткани?
Д. – Из нее люди шьют одежду, постельное белье.
В. - А еще как человек использует ткань?
Д. -Из ткани шьют шторы, скатерти, полотенца, салфетки, детские игрушки.
Д. -Тканью обтягивают мягкую мебель.
В. -А что шьют из специальных тканей, вспомните, мы об этом говорили?
Д. -Из специальных тканей шьют паруса, парашюты, мешки, палатки.
В. - Вы назвали почти все, что научились делать из тканей.
2. –А сейчас проходите за столы.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся все ткани:
• ткани растительного происхождения;
• животного происхождения;
- Какие ткани относятся к тканям растительного происхождения? (лён и хлопок).
- А какие - относятся к тканям животного происхождения? (шёлк, шерсть).
В. -Мы говорили о том, как много этапов переработки должны пройти лен, хлопок, шерсть, шелк, чтобы стать тканью. Читали «Сказку про козочку и овечку», рассказ «Как рубашка в поле выросла», рассматривали картины «Стрижка овец», «Уборка хлопка».
Перед вами лежат конверты с картинками. Их нужно внимательно рассмотреть, подумать и разложить в таком порядке, каком проводится процесс обработки сырья для получения ткани.
3. Д/и «Разложи по порядку».
В. -Расскажи, …., как ты собрал цепочку.
Д. -Я раскладывал картинки «Как изготавливают шерстяную ткань». Сначала поместил картинку, где овец стригут, затем как шерсть расчесывают специальными гребнями и делают из нее шерстяную нитку, а потом из ниток ткут шерстяные ткани.
В. -А как еще из шерстяных ниток можно изготовить изделие?
Д. -Еще можно связать при помощи спиц, вручную.
В. -Какие вещи чаще всего вяжут спицами?
Д. -Зимние вещи: теплые шерстяные носки, свитера, шапки, шарфики.
В. -Расскажи, в каком порядке ты разложил картинки
Д. –Я собирал картинки, на которых нарисовано как из льна получают ткань. Сначала лен сеют, потом его его убирают и стебли разминают и из них получается волокно. Из волокна прядут нити, наматывают на большие катушки, и ткут льняную ткань. Из льняной ткани шьют простыни, полотенца, скатерти.
В. –Расскажите, в какой последовательности изготавливают шелковую ткань?
Д- На первой картинке изображена гусеничка тутового шелкопряда, она выпускает слюну которая, превращается в тоненькую ниточку, похожую на паутинку. Она обматывается этой ниточкой и образуется кокон, похожий на овальный клубочек. Потом я поставил картинку, где эти нити, намотаны на большие катушки. Их ставят на станок и ткут ткань.
В. Скажи, какую мы выполняли работу, похожую на ткачество? Д. Мы готовили бумажные коврики. Только вместо ниточек использовали полоски бумаги.
В. А кто нам расскажет как изготавливают хлопчатобумажную ткань.
Д. Сначала хлопок сеют. Хлопок любит воду, поэтому его поливают. Когда хлопок созреет, у него появляется коробочка, наполненная волокном, похожим на вату. Хлопок убирают, очищают и отправляют на фабрику. Там из волокна делают нити и ткут ткани. Чтобы ткань была красивой, на неё специальными станками наносят рисунок.
В. Справились с заданием.
А сейчас станем в круг и поиграем.
4. Д/и «Образуй слово». Я буду называть вам ткань, а вы образовывать слово, отвечающее на вопрос «какой?», например трикотаж-трикотажный.
Ситец – ситцевый
Шерсть -
Шёлк – и т. д.
-Ребята, вы хорошо справились с заданиями.
А скажите, вещи из каких тканей носят зимой?
Д. –Из шерсти, вельвета, байки.
В. - А почему?
Д-Потому что они теплые и согревают в мороз.
- А летом лучше одеваться в какие вещи?
-Летом лучше носить одежду из хлопка.
- Почему вы так думаете?
-Д. Потому что ткани из хлопка легкие, мягкие, пропускают воздух. В них летом не жарко.
5. Делаем рекламу
В. Ребята хотите заняться рекламой? Перед вами стойка с вещами, вы должны выбрать одежду, которая больше понравилась и подумать, что можно сказать об этой одежде такое, чтобы её сразу захотели купить?
Послушайте, как это можно сделать.
-Уважаемые господа. Предлагаем вашему вниманию этот сарафанчик. Он сшит из легкой ситцевой ткани, и поэтому, даже в летний день в нем не будет жарко. У него яркая расцветка, поэтому к нему можно легко подобрать шляпку или панамку.
Дети рекламируют 2-3 вещи. Воспитатель напоминает, что в рекламе нужно указать название вещи, из какой ткани она изготовлена, свойства этой ткани, когда и где удобно носить эту вещь.
6. Из истории одежды.
В. -Ребята, как вы думаете, всегда ли одежда была такой удобной и красивой?
-Да, такая одежда появилась у людей не сразу.
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
-Давайте посмотрим слайд-презентацию.
- Когда-то давным-давно на нашей планете всегда было тепло. Люди обходились без одежды, они прикрывались набедренными повязками из листьев растений. Некоторые племена изготовляли одежду и головные уборы из перьев птиц. Но постепенно стало холодать, люди начали замерзать, их не согревал даже костёр в пещере.
И вот люди придумали: они стали заворачиваться в шкуры убитых зверей. Время шло, на Земле становилось ещё холоднее. Людей уже не согревали шкуры животных. Нужно было что-то надевать под шкуру. И человек научился добывать из растений волокно, прясть пряжу и изготавливать ткань.
-Ребята, а как вы думаете, одежда это хорошо или плохо?
-Одежда это хорошо, она защищает нас от холода зимой, а плохо, что её можно купить за деньги.
-Одежда это хорошо, она в жару защищает наше тело от перегрева, но плохо, что пачкается и рвется.
Вспомните, какие опыты мы проводили, знакомясь со свойствами тканей?
- Мы узнали, что ткань прочная, ее нельзя легко разорвать как бумагу.
-Она не размокает в воде и поэтому ее можно постирать.
- Если ткань помялась её можно разгладить утюгом.
-Когда ткань разорвется, ее можно сшить.
-Если ткань выпачкалась- её можно постирать.
Физкультминутка
Загадки о тканях.
В- А теперь присядьте на свои места. Возьмите коллекции тканей.
- А сейчас я хочу убедиться, что вы по некоторым признакам сможете определить вид ткани.
- Какая ткань гладкая и блестящая? (атласная)
-Покажите ее. Скажите, что шьют из этой ткани.
Д. - Ленты, блузки, карнавальные костюмы, шторы, скатерти.
-Назовите прозрачные ткани (покажите их)
Д. -Капрон, шелк.
-Как называется ткань «в рубчик»?
Д. -Вельвет.
-Какая ткань готовится из голубых цветов?
Д. -Льняная ткань
В. –Какая ткань покрыта ворсинками?
Д. - Бархат.
Молодцы.
Знакомство с новой тканью.
А сейчас я хочу вам рассказать ещё об одной группе тканей. Они называются синтетическими. Это такие ткани, состав которых придумали учёные в лабораториях. К ним относятся болоньевая ткань, капроновая, брезентовая и многие другие ткани. Каждая из них имеет определенные свойства, она или не пропускает воду, или не продувается ветром, или не горит.
-Как вы думаете, какую ткань лучше использовать для палаток, для рабочих костюмов людей, связанных с работой в воде?
Д. -Эти ткани не должны пропускать воду.
- Такие ткани называют водонепроницаемые или непромокаемые.
- Посмотрите на этот гидрокостюм, он сшит из облегающей водонепроницаемой ткани.
- Из какой ткани лучше шить костюмы для пожарных?
-Из ткани, которая не горит.
-Такая ткань называется огнеупорная. Посмотрите,из какой ткани изготовлен костюм пожарного.
-А знаете ли вы, из какой ткани шьют для детей куртки, которые носят осенью и весною?
-Из болоньевой ткани.
- Давайте рассмотрим болоньевую ткань. (предлагаю детям по кусочку ткани) Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Оттого что ткань такая плотная- её не продувает ветер.
Сложите кусочек болоньевой ткани пополам и потрите края ткани друг о друга, что вы слышите?
Д. -Болоньевая ткань шуршит.
- Давайте проверим, она промокает или нет?
ОПЫТ:.
Мы уже говорили о том, как изготавливают ткань. Давайте вспомним, люди каких профессий заняты в изготовлении одежды?
Д. Модельер придумывает модель, фасон одежды.
Д. -Закройщик, вырезает отдельные детали.
В. -Какие инструменты и приспособления он использует в свой работе?
Д. - (сантиметр, ножницы, мел, чертежи-выкройки)
-А чем занимается швея?
-Швея, сострачивает на машинке из отдельных частей целое изделие.
-Какие инструменты нужны швее?
Д. Ей для работы нужны нитки, иголка, швейная машинка.
Посмотрите на этот буклет и скажите, на какие группы можно разделить одежду?
Д. (на спортивную, рабочую, домашнюю, праздничную, зимнюю, осенне-весеннюю, летнюю)
ИТОГ: - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?
-Мы побывали в музее ткани.
- С какой тканью мы познакомились?
-Мы познакомились с болоньевой тканью.
-Что узнали о ней?
-Что она воздухонепроницаемая, непромокаемая, плотная, шуршит.
В нашем музее коллекция тканей увеличилась. Но если их называют одним именем – ткани, значит все они, чем-то похожи.
- А чем же? (их соткали из ниток, из них шьют одежду).