Получи документы

Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»

Ольга Бочарова
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• закрепить знания о разновидностях тканей, учить различать их по внешнему виду. называть отдельные виды ;

• учить различать ткани растительного и животного происхождения, закрепить алгоритм их изготовления;

• познакомить с синтетическими тканями, их свойствами и назначением

• показать зависимость видов тканей и видов одежды;

• Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей одежде.

• Пополнить словарный запас: синтетические ткани, болоньевая ткань, воздухонепроницаемая, непромокаемая, огнеупорная.

Публикация «Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим „В музее ткани“» размещена в разделах

Материал:

Музей ткани представлен различными экспонатами (натуральным и иллюстративным материалами). Прялка, веретено, изображение механического и электрического ткацких станков, иглы, спиц, швейной машины. Коллекция тканей. Образцы кокона тутового шелкопряда, коробочки с хлопком, кусок овечьей шерсти, гербарный образец цветущего льна, катушки с хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, образцы шпагата, ниток мулине. Модели с алгоритмом получения тканей из шелка, шерсти, хлопка, льна. Игра «Какая ткань лишняя и почему», атрибуты к игре «Ателье», журналы моды. Куклы в одежде первобытных людей, в сезонной одежде. Картинки с изображением людей в специальной одежде. Работы детей и родителей из тканей.

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

- Ребята, посмотрите, вы все красивые, нарядно одетые, у вас разные вещи и все они сшиты из чего?

- Из ткани.

- И вот сегодня мы побываем в музее ткани. Подойдите ко мне и давайте вместе рассмотрим.

В нашем музее представлены материалы, из которых получают ткани, старинные приспособления и современные машины по переработке сырья для получения тканей, разные виды одежды, игры, схемы и разные образцы тканей, поделки из тканей.

В. -Ребята, скажите, для чего человеку нужны ткани?

Д. – Из нее люди шьют одежду, постельное белье.

В. - А еще как человек использует ткань?

Д. -Из ткани шьют шторы, скатерти, полотенца, салфетки, детские игрушки.

Д. -Тканью обтягивают мягкую мебель.

В. -А что шьют из специальных тканей, вспомните, мы об этом говорили?

Д. -Из специальных тканей шьют паруса, парашюты, мешки, палатки.

В. - Вы назвали почти все, что научились делать из тканей.

2. –А сейчас проходите за столы.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все ткани:

• ткани растительного происхождения;

• животного происхождения;

- Какие ткани относятся к тканям растительного происхождения? (лён и хлопок).

- А какие - относятся к тканям животного происхождения? (шёлк, шерсть).

В. -Мы говорили о том, как много этапов переработки должны пройти лен, хлопок, шерсть, шелк, чтобы стать тканью. Читали «Сказку про козочку и овечку», рассказ «Как рубашка в поле выросла», рассматривали картины «Стрижка овец», «Уборка хлопка».

Перед вами лежат конверты с картинками. Их нужно внимательно рассмотреть, подумать и разложить в таком порядке, каком проводится процесс обработки сырья для получения ткани.

3. Д/и «Разложи по порядку».

В. -Расскажи, …., как ты собрал цепочку.

Д. -Я раскладывал картинки «Как изготавливают шерстяную ткань». Сначала поместил картинку, где овец стригут, затем как шерсть расчесывают специальными гребнями и делают из нее шерстяную нитку, а потом из ниток ткут шерстяные ткани.

В. -А как еще из шерстяных ниток можно изготовить изделие?

Д. -Еще можно связать при помощи спиц, вручную.

В. -Какие вещи чаще всего вяжут спицами?

Д. -Зимние вещи: теплые шерстяные носки, свитера, шапки, шарфики.

В. -Расскажи, в каком порядке ты разложил картинки

Д. –Я собирал картинки, на которых нарисовано как из льна получают ткань. Сначала лен сеют, потом его его убирают и стебли разминают и из них получается волокно. Из волокна прядут нити, наматывают на большие катушки, и ткут льняную ткань. Из льняной ткани шьют простыни, полотенца, скатерти.

В. –Расскажите, в какой последовательности изготавливают шелковую ткань?

Д- На первой картинке изображена гусеничка тутового шелкопряда, она выпускает слюну которая, превращается в тоненькую ниточку, похожую на паутинку. Она обматывается этой ниточкой и образуется кокон, похожий на овальный клубочек. Потом я поставил картинку, где эти нити, намотаны на большие катушки. Их ставят на станок и ткут ткань.

В. Скажи, какую мы выполняли работу, похожую на ткачество? Д. Мы готовили бумажные коврики. Только вместо ниточек использовали полоски бумаги.

В. А кто нам расскажет как изготавливают хлопчатобумажную ткань.

Д. Сначала хлопок сеют. Хлопок любит воду, поэтому его поливают. Когда хлопок созреет, у него появляется коробочка, наполненная волокном, похожим на вату. Хлопок убирают, очищают и отправляют на фабрику. Там из волокна делают нити и ткут ткани. Чтобы ткань была красивой, на неё специальными станками наносят рисунок.

В. Справились с заданием.

А сейчас станем в круг и поиграем.

4. Д/и «Образуй слово». Я буду называть вам ткань, а вы образовывать слово, отвечающее на вопрос «какой?», например трикотаж-трикотажный.

Ситец – ситцевый

Шерсть -

Шёлк – и т. д.

-Ребята, вы хорошо справились с заданиями.

А скажите, вещи из каких тканей носят зимой?

Д. –Из шерсти, вельвета, байки.

В. - А почему?

Д-Потому что они теплые и согревают в мороз.

- А летом лучше одеваться в какие вещи?

-Летом лучше носить одежду из хлопка.

- Почему вы так думаете?

-Д. Потому что ткани из хлопка легкие, мягкие, пропускают воздух. В них летом не жарко.

5. Делаем рекламу

В. Ребята хотите заняться рекламой? Перед вами стойка с вещами, вы должны выбрать одежду, которая больше понравилась и подумать, что можно сказать об этой одежде такое, чтобы её сразу захотели купить?

Послушайте, как это можно сделать.

-Уважаемые господа. Предлагаем вашему вниманию этот сарафанчик. Он сшит из легкой ситцевой ткани, и поэтому, даже в летний день в нем не будет жарко. У него яркая расцветка, поэтому к нему можно легко подобрать шляпку или панамку.

Дети рекламируют 2-3 вещи. Воспитатель напоминает, что в рекламе нужно указать название вещи, из какой ткани она изготовлена, свойства этой ткани, когда и где удобно носить эту вещь.

6. Из истории одежды.

В. -Ребята, как вы думаете, всегда ли одежда была такой удобной и красивой?

-Да, такая одежда появилась у людей не сразу.

Чтоб в морозы не замерзнуть,

Чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру

Завернуться был готов.

Шкуру чистил он сначала,

Закреплял, чтоб не упала,

И ходил и в дождь, и в снег

В этой шкуре человек.

-Давайте посмотрим слайд-презентацию.

- Когда-то давным-давно на нашей планете всегда было тепло. Люди обходились без одежды, они прикрывались набедренными повязками из листьев растений. Некоторые племена изготовляли одежду и головные уборы из перьев птиц. Но постепенно стало холодать, люди начали замерзать, их не согревал даже костёр в пещере.

И вот люди придумали: они стали заворачиваться в шкуры убитых зверей. Время шло, на Земле становилось ещё холоднее. Людей уже не согревали шкуры животных. Нужно было что-то надевать под шкуру. И человек научился добывать из растений волокно, прясть пряжу и изготавливать ткань.

-Ребята, а как вы думаете, одежда это хорошо или плохо?

-Одежда это хорошо, она защищает нас от холода зимой, а плохо, что её можно купить за деньги.

-Одежда это хорошо, она в жару защищает наше тело от перегрева, но плохо, что пачкается и рвется.

Вспомните, какие опыты мы проводили, знакомясь со свойствами тканей?

- Мы узнали, что ткань прочная, ее нельзя легко разорвать как бумагу.

-Она не размокает в воде и поэтому ее можно постирать.

- Если ткань помялась её можно разгладить утюгом.

-Когда ткань разорвется, ее можно сшить.

-Если ткань выпачкалась- её можно постирать.

Физкультминутка

Загадки о тканях.

В- А теперь присядьте на свои места. Возьмите коллекции тканей.

- А сейчас я хочу убедиться, что вы по некоторым признакам сможете определить вид ткани.

- Какая ткань гладкая и блестящая? (атласная)

-Покажите ее. Скажите, что шьют из этой ткани.

Д. - Ленты, блузки, карнавальные костюмы, шторы, скатерти.

-Назовите прозрачные ткани (покажите их)

Д. -Капрон, шелк.

-Как называется ткань «в рубчик»?

Д. -Вельвет.

-Какая ткань готовится из голубых цветов?

Д. -Льняная ткань

В. –Какая ткань покрыта ворсинками?

Д. - Бархат.

Молодцы.

Знакомство с новой тканью.

А сейчас я хочу вам рассказать ещё об одной группе тканей. Они называются синтетическими. Это такие ткани, состав которых придумали учёные в лабораториях. К ним относятся болоньевая ткань, капроновая, брезентовая и многие другие ткани. Каждая из них имеет определенные свойства, она или не пропускает воду, или не продувается ветром, или не горит.

-Как вы думаете, какую ткань лучше использовать для палаток, для рабочих костюмов людей, связанных с работой в воде?

Д. -Эти ткани не должны пропускать воду.

- Такие ткани называют водонепроницаемые или непромокаемые.

- Посмотрите на этот гидрокостюм, он сшит из облегающей водонепроницаемой ткани.

- Из какой ткани лучше шить костюмы для пожарных?

-Из ткани, которая не горит.

-Такая ткань называется огнеупорная. Посмотрите,из какой ткани изготовлен костюм пожарного.

-А знаете ли вы, из какой ткани шьют для детей куртки, которые носят осенью и весною?

-Из болоньевой ткани.

- Давайте рассмотрим болоньевую ткань. (предлагаю детям по кусочку ткани) Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Оттого что ткань такая плотная- её не продувает ветер.

Сложите кусочек болоньевой ткани пополам и потрите края ткани друг о друга, что вы слышите?

Д. -Болоньевая ткань шуршит.

- Давайте проверим, она промокает или нет?

ОПЫТ:.

Мы уже говорили о том, как изготавливают ткань. Давайте вспомним, люди каких профессий заняты в изготовлении одежды?

Д. Модельер придумывает модель, фасон одежды.

Д. -Закройщик, вырезает отдельные детали.

В. -Какие инструменты и приспособления он использует в свой работе?

Д. - (сантиметр, ножницы, мел, чертежи-выкройки)

-А чем занимается швея?

-Швея, сострачивает на машинке из отдельных частей целое изделие.

-Какие инструменты нужны швее?

Д. Ей для работы нужны нитки, иголка, швейная машинка.

Посмотрите на этот буклет и скажите, на какие группы можно разделить одежду?

Д. (на спортивную, рабочую, домашнюю, праздничную, зимнюю, осенне-весеннюю, летнюю)

ИТОГ: - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?

-Мы побывали в музее ткани.

- С какой тканью мы познакомились?

-Мы познакомились с болоньевой тканью.

-Что узнали о ней?

-Что она воздухонепроницаемая, непромокаемая, плотная, шуршит.

В нашем музее коллекция тканей увеличилась. Но если их называют одним именем – ткани, значит все они, чем-то похожи.

- А чем же? (их соткали из ниток, из них шьют одежду).

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старшего возраста «Ателье»Дидактическая игра для старшего возраста «Ателье» Цель: 1) Знакомить с одеждой, тканями. 2) Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать притяжательные.

Дидактическая игра с тканями «Найди пару» для детей 3–6 летДидактическая игра с тканями «Найди пару» для детей 3–6 лет Цель:познакомить детей с новым понятием «ткань», дать представление о разнообразных видах тканей, развивать мелкую моторику и координацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»
Опубликовано: 26 марта 2015 в 09:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бочарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД