Любовь Александровна Кузнецова
Оснащение коррекционно-развивающего уголка в группе для наиболее полной реализации задач по ЗКР с учётом возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Оснащение коррекционно-развивающего уголка в группе для наиболее полной реализации задач по звуковой культуре речи с учётом возраста».
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Темочки:
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии речи детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
При подборе дидактического материала необходимо учитывать:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
В основу наполняемости должно быть положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Материал по З. К. Р., в основном, меняется еженедельно. Но если логопед ставит перед детьми дополнительную задачу, то в коррекционный уголок логопедом добавляется ещё материал. В каждой возрастной группе есть свои особенности и последовательность подачи материала:
В младшем возрасте – это звукоподражания и символы звуков раннего онтогенеза (М, П, Б, Д, Т, Н, нейотированные гласные, кроме Ы и Э). Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.
В среднем возрасте – это гласные, свистящие согласные, среднеязычные и заднеязычные звуки. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
В старшем возрасте – это все группы звуков в той последовательности, в которой работает над ними логопед. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы», а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами», упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка). Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Памятка воспитателям при организации речевого уголка в группе
Дидактический материал в речевом уголке :
- материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Центральным персонажем стал веселый Дракоша — хозяин речевого уголка. Дракоша живет в речевом уголке, он всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять артикуляционные упражнения. У игрушки есть яркий подвижный
язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.
Эта игрушка изготовлена из обычной поролоновой губки, которая предназначена для надевания на руку, и с помощью руки может открывать и закрывать рот. В рот мы вшили язык из ткани, внутри которой поместили обычный пластилин, благодаря чему язык может принимать различные формы и демонстрировать упражнения артикуляционной
гимнастики.
Вместе с Дракошей дети учатся правильно выговаривать звуки, различать их на слух и в произношении. Вместе с ним дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед зеркалом. Также Дракоша может придумывать для детей разные увлекательные игры со звуками и словами.
Помогает Дракоше придумывать новые и интересные задания второй персонаж уголка — Бабочка. Это авторское дидактическое пособие, разработанное педагогическим коллективом группы, которое уже стало незаменимым помощником в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи детей. На крыльях бабочки очень удобно размещать различные задания, которые дети могут выполнять во второй половине дня совместно с воспитателем или в самостоятельной деятельности.
Бабочка изготовлена из плотного картона и обклеена самоклеющейся пленкой. У нее четыре крыла, соединенные
между собой как страницы в книге, таким образом, получаются три разворота крыльев, на каждом из которых мы помещаем определенные задания.
На первом развороте крыльев мы разместили два прозрачных кармашка (файлы формата А5, в которые можно вставлять карточки-картинки.
На одной стороне мы помещаем карточку с изображением предметов и объектов по лексической теме, над которой работаем в данное время, на другой стороне — карточку с изображениями людей, профессии которых связаны с
данной лексической темой. Эти карточки меняются каждую неделю. Внизу прикреплены значки, обозначающие те задания, которые дети могут выполнить, используя картинки по теме:
«Сосчитай до пяти» (один стол, два стола)
«Слова-признаки» (стол деревянный, тяжелый, светлый)
«Слова-действия» (столяр пилит, чинит, стругает)
«Один — много» (стол — столы, шкаф — шкафы)
«Много» (шкаф — много шкафов, диван — много диванов)
«Составь предложение» (Ваня купил в мебельном магазине деревянный шкаф.)
«Жадина» — употребление существительных с местоимениями мой, моя, мои (мой стол, моя кровать)
«Назови ласково» (стол — столик, кровать — кроватка)
«Скажи наоборот» (новый стол — старый стол, тяжелый — легкий)
На втором развороте также есть два прозрачных кармашка. В один из них мы помещаем картинно-графическую схему для составления рассказа по отрабатываемой теме. Во второй кармашек помещается картинка, по которой дети составляют предложения с предлогами.
Схематичное изображение предлога, отрабатываемого на данной картинке, помещается под карманом. Также на этом развороте можно расположить картинки с рожицами-эмоциями (они прикрепляются к бабочке «липучками»). С помощью этих картинок дети могут выполнить мимическую гимнастику, попробовать составить предложение и сказать его с соответствующим эмоциональным окрасом.
Третий разворот — это работа с буквами и звуками. В прозрачные кармашки помещаем картинку с буквой, которую проходим в данный момент, стишок про эту букву, картинки, на которых нужно найти все предметы со звуком, соответствующим данной букве, и т. д. Также на данном развороте представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые дети могут выполнить перед зеркалом. Задания постоянно обновляются, они крепятся с помощью «липучки».
Третий герой — птица Говорун, с помощью которой дети могут проконтролировать свою речь. Птица умеет повторять короткое высказывание. Таким образом, ребенок может услышать себя со стороны. Птица Говорун — хранитель речевых игр, в которые любой ребенок может поиграть самостоятельно или с помощью воспитателя.
В речевом уголке расположились игры и пособия:
Для развития физиологического и речевого дыхания.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. Для обучения детей длительному плавному выдоху мы оборудовали в речевом уголке полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместили дыхательные тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Аквариум», «Обезьянки», «Задуй свечу» и т. д.
Пособия для развития мелкой моторики: картотеки с упражнениями на развитие пальчиковой моторики (например, игра «Золушка», в которой нужно разложить в две емкости бусинки, пуговицы с помощью пинцетов или китайских палочек, сухой пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки.
Картинки к артикуляционным упражнениям.
Игры на развитие высших психических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый — лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
Игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Создание речевых уголков в группе
В младшем возрасте – это звукоподражания и символы звуков раннего онтогенеза (М, П, Б, Д, Т, Н, А,О,У, кроме Ы и Э). Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.
Дидактический материал в речевом уголке :
§ пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
§ пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
§ материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки)
§ игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
§ Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
§ Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
§ Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
§ Не следует перегружать уголок оборудованием.
1-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам (Овощи, осень, зима и т. д.).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений дыхательной гимнастики;
в) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Создание речевых уголков в группе
В среднем возрасте – это гласные, С,З,Ц, Д,Т,Г,К,ХМ, П, Б,Н. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Дидактический материал в речевом уголке :
§ материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы)
§ пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
§ пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
§ материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков)
§ игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
§ игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
§ Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
§ Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
§ Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
§ Не следует перегружать уголок оборудованием.
Средняя группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Создание речевых уголков в группе
В старшем возрасте – это все звуки. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Дидактический материал в речевом уголке :
§ материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
§ пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
§ пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
§ материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа)
§ игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
§ игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
§ игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
§ материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
§ Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
§ Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
§ Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
§ Не следует перегружать уголок оборудованием.
Старшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.