Тамара Ахполова
Осетинские игры
▼ Скачать + Заказать документы
Бита
Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластину диаметром 10-15 см) двое играющих пытаются попасть им в шарик, деревянный или каменный.
Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большое расстояние.
Правила игры. Играющие бросают камень строго по очереди.
Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камень в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.
Борьба за флажки
Темочки:
В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним их игроков. Остальные игроки команды делятся на защитников и нападающих.
Цель игры - завладеть флажком противника, сохранив сой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.
Правила игры. Начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажком нельзя допускать грубых действий.
Метание с плеча.
Для этой игры берется мешочек с песком массой 200-300г. его поднимают на уровне правого плеча и кладут на ладонь.
Играющий, несколько отклонившись. всем корпусом и приседая, с силой отбрасывают мешочек.
Правила игры. Место удара мешочка о землю отмечается.
Выигрывает тот, кто бросит дальше мешочек.
Метание снизу.
Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед. Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.
Правила игры. При повторении игры мешочек бросают левой рукой.
ТОХСИ
На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить разноцветными камушками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди.
Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком — битой — выбивать альчики за пределы большого круга.
Правила игры. Если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права быть второй раз.
Жмурки - носильщики
Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят столик (или скамейку) и на неё складываются ровно десять каких - нибудь мелких предметов - это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в 10-15 от столика и в 3-4 шагах от друг друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто быстрее справится с работой.
Правила игры. Оба носильщика начинают игру по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя на встречу друг другу.
Жмурки
Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.
Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.
Гаккарис
По кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточках. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.
Правила игры. Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола, Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться
лицом е водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.
Лук и стрелы
Участники игры - две команды - располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел (их надо изготовить заранее). На расстоянии 10-12 м от черты ставят мишень (доска, бревно и т. д.). По сигналу ребята по очереди начинают выпускать стрелы. Побеждает та команда,-у которой больше попаданий в цель.
Правила игры. Участники должны пускать стрелы только по очереди; к мишеням можно подходить лишь после того, как играющие выпустят все стрелы.
Перетягивание
Через середину круга диаметром 4м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг другу становятся два участника игры. На них надевают кольцо из веревки диаметром 1,5 - 2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.
Правила игры. Начинать тянуть веревку следует по команде «Марш». Тянуть нужно только вперед за счет корпуса ног. Запрещается опираться руками о землю.
Палка
Играющие становятся за линией кона. На расстоянии 6-8м от неё водящий ставит вертикально на землю небольшую палочку (длина 10-15 см, сечение 3-5см). играющие держат в руках палки длиной 1 м, которые они по очереди бросают с лини в Чуку, стараясь сбить ее. Если Чука сбита, водящий должен как можно быстрее поставить её на место и взять одну из палок. Остальные игроки в это время стараются подбежать каждый к своей палке и взять её. Оставшийся без палки становится водящим.
Если никто из игроков не сбил Чуку, то каждый старается забрать свою палку, а водящий старается завладеть чьей-либо палкой.
В этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу взять палку.
Правила игры. Следует быть осторожным, чтобы не попасть палкой в водящего; бросать палку в Чуку можно только тогда, когда водящий поставил её и отошел на свое место.
Чепена
Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:
- Левой ногой, чепена,
Подпрыгивает на левой ноге влево.
- Гой, гой, чепена.
Отзываются дети и повторяют движение водящего.
- Правой ногой, чепена.
Подпрыгивает вправо на правой ноге.
- Гой, гой, чепена.
Дети повторяют то же.
- Пойдем вперед, чепена.
Идет вперед подняв вверх руки.
- Гой, гой, чепена.
Дети идут мелкими гиагами вперед, подняв вверх руки.
- Пойдем назад, чепена.
Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.
- Г ой, гой, чепена.
Деты повторяют то же.
- Мы все спляшем, чепена.
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского костюма.
Правила игры. Движения проводятся в соответствии с текстом.